Придите отметить Рождество в филармонии (6+)
25 декабря 2021
25 декабря Государственный академический симфонический оркестр Беларуси под управлением главного дирижера народного артиста Беларуси Александра Анисимова приглашают встретить Рождество в Большом концертном зале Белгосфилармонии.
Программу вечера составят два монументальных сочинения: Первый фортепианный концерт Петра Чайковского в исполнении лауреата международных конкурсов Андрея Сикорского и «Stabat Mater» Джоаккино Россини, в исполнении которого примут участие также Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы, Академический хор Белтелерадиокомпании, Митрополичий хор Минского Свято-Духова кафедрального собора и солисты Ирина Крикунова, Наталья Толстик, Виктор Менделев и Руслан Маспанов.
«Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич», – радостно сообщал своим друзьям весной 1875 г. Сергей Иванович Танеев о концерте Чайковского. Разумеется, он знал, что к этому времени уже были созданы все пять концертов для фортепиано с оркестром Антона Рубинштейна – некоторые из них превосходны – однако написал «первый русский».
Молодой Чайковский уловил то важное, но так трудно выразимое словами, что делает сочинение в том или ином жанре национальной классикой. Задумав это сочинение, Чайковский предполагал, что его первым исполнителем станет Николай Рубинштейн, однако тот критически отнесся к сочинению.
Композитор внес правки, изменив, в том числе, и посвящение, и отослал партитуру Гансу фон Бюлову. Знаменитый немецкий пианист и стал первым исполнителем концерта, представив его в Бостоне в 1875 году. Российская публика услышала сочинение в исполнении Густава Кросса в Санкт-Петербурге и Сергея Танеева в Москве. С тех пор музыкальные цитаты концерта разлетелись по всему миру.
Первое исполнение «Stabat Mater» Джоаккино Россини состоялось в октябре 1841 года в музыкальном салоне известного французского пианиста Пьера Циммермана. Успех был столь велик, что издатели купили право на исполнение «Stabat Mater» в Париже в течение 3 месяцев, и несколько частей прозвучали для избранной публики – журналистов и критиков.
7 января 1842 года в зале Итальянского театра в Париже состоялась открытая премьера сочинения в исполнении итальянских оперных певцов. Парижские критики писали: «Выражение «блистательная музыка» невольно приходило на уста каждому слушателю». Присутствовавший на концерте Генрих Гейне утверждал:
«“Stabat Mater” Россини – самое необыкновенное событие минувшего сезона... Ощущение бесконечного исходило от всего произведения, словно сияние голубого неба, словно величие моря. Вот в чем вечная прелесть Россини, его светлая нежность, которую никто никогда не мог, я не говорю, – нарушить, испортить, – но даже омрачить...<…>».
25 декабря в 18:00 в Большом концертном зале Белгосфилармонии оркестр и гости концерта приглашают вас разделить праздник и приобщиться к торжеству симфонической музыки.