После Чернобыльской трагедии место проживания моих родителей было объявлено зоной свободного отселения, и если до этого времени мы все свои отпуска старались с нашими детьми проводить там у них на Брянщине, то после всего случившегося, пришлось искать альтернативу не только месту проведения отпусков, но и выходных дней за городом.
В восьмидесятые продолжался отток молодежи из сел в города и на смену старшему поколению людей, работавших на земле, не оставалось замены.
Множество пустующих домов на крестьянских усадьбах не придавало оптимизма тогдашнему руководству страны. И как в таких случаях говорят в народе, не было бы счастья, да несчастье помогло. Так и в данном случае негативные процессы на селе подвигли Совмин БССР принять соответствующее постановление о покупке пустующих домов в сельской местности для сезонного проживания горожан.
Воспользовавшись данной возможностью и после известных поисков, мне все же посчастливилось приобрести пустующий домик в таком месте, чтобы рядом была река, лес и, главное чтобы был простор, т.е. чтобы это было так, как в детстве на Брянщине, а не так как в садовых товариществах.
Таким местом оказалась маленькая, в одну улицу, деревушка Теребень, что расположена на Припяти в двенадцати километрах ниже Пинска, и в которой на тот момент проживало около тридцати человек местных жителей.
Первые же упоминания об этом поселении относятся к 1495 году, когда пинская княгиня Марья и ее сын Василий пожаловали имение Ивану Полозу. Однако обнаруженные в окрестностях Теребня останки поселений человека 4-1 тысячелетий до н.э. указывают на то, что происхождение данного поселения имеет более давнюю историю. В итоге дата 27 мая 1988 года в моей личной жизни стала не только началом сезонного проживания моей семьи в деревне Теребень, но и началом моей фотолетописи о Теребне и Теребенцах, что собственно и составляет основу экспозиции данной выставки.
Логическим и во всех смыслах уместным дополнением к этой более, чем двадцатилетней по своей продолжительности съемке, являются и результаты фотосъемок жителей деревень Кривичи, Курадово, Качановичей, Площево, что также расположены по берегам Припяти ниже по течению от Теребня, а также фотосъемки в иных сельских населенных пунктах на Пинщине, которые еще до девяностых годов с высоких трибун обозвали неперспективным, и до которых можно было добраться или только по воде или на велосипеде, ибо по грунтовым дорогам, ведущим к ним, не во всякую пору года можно было бы добраться автотранспортом и после девяностых.
В таком содержании экспозиция выставки будет представлена для публичного просмотра впервые.
Люди, запечатленные на снимках, это, прежде всего и в большинстве своем, представители поколения, пережившие в своей юности или молодости Великую Отечественную войну, и многие из которых в это время были угнаны на работы в Германию или стали узниками концлагерей и чудом выжили, а другие были призваны на фронт.
В мирное послевоенное время они стали тружениками сельского и лесного хозяйства,- это механизаторы, полеводы и животноводы, бакенщики на Днепро – Бугском участке водного пути, и матросы буксиров и пассажирских теплоходов.
Это поколение, для которого вкусом детства было парное молоко, не сдобренные пестицидами фрукты и овощи, мед в сотах, а для взрослых и вкус хлебной самогонки под огурчик с салом.
И вместе с тем это представители того поколения, которое реально познало и голод, и холод, и другие лишения, выпавшие на их долю.
Будем помнить об этом.
Готовясь к открытию данной выставки, я все чаще вспоминаю те или иные моменты живого общения с этими людьми и до сих пор переживаю о том, насколько точно и правдиво запечатлены мной образы этих людей, переживаю о том, хватило ли, но нет, не фотографической широты фотопленки и фотобумаги, чтобы максимально предельно выявить все оттенки черного и белого в изображениях, а широты моей души, чтобы вместить воистину космический диапазон чувств, пережитых этими людьми…
Но судить об этом Вам.
Владимир Мелешенко