7 мая
Готовимся к форуму уличных театров. Осваиваем техники, подходы и тонкости уличного искусства
18.00 (Центр современных искусств, Некрасова 3)
“Золотой Режиссер” Алексей Стукин, Минск
Мастер-класс “Теория и практика живой скульптуры”
Вы умеете замереть как скульптура? А выразить своим лицом и позой тонкости души? Нет? Тогда для вас – этот мастер-класс: умение находится в статическом положении, специфическая пластика и выбор поз для создания образа. Динамика скульптур как механика кукол, подбор костюма и грима. У вас будет возможность примерить костюмы и попробовать поработать живой скульптурой на публике
8 мая
Готовимся к форуму уличных театров. Осваиваем техники, подходы и тонкости уличного искусства
14.00 (Центр современных искусств, Некрасова 3)
Александр Сарна, Минск
Мастер-класс по перформансу
Попробуем влезть в шкуру “перформера” и попробовать, что и как! Зрителям будет предоставлена возможность самим попробовать свои силы в освоении одного из самых востребованных жанров актуального искусства. Мы будем пробовать и искать себя в интерактивном формате по трем направлениям – собственное тело, доступный реквизит, а также те, кто рядом, другие зрители.
Александр Сарна, философ, перформер и медиа-теоретик
16.00 (Центр современных искусств, Некрасова 3)
Дмитрий Мастяница, режиссер экспериментального театра “Eye”.
Мастер-класс по пластике мягкого тела.
Вместе с Дмитрием будем исследовать взаимосвязи телесной свободы и
свободы психологической в режиме встречи-беседы с практическими
элементами .
20.30 (Центр современных искусств, Некрасова 3)
Флориана Габер, Франция.
“Уличный театр Европы вчера и сегодня”
На форуме Флориана Габер прочитает открытую лекцию о состоянии уличных искусств в Европе и во Франции в частности. Эксклюзивный перевод одной из критических статей Флорианы можно прочитать в 9-м выпуске альманаха "Двери" http://dverifest.org/alma9/
При поддержке посольства Французской Республики в Республике Беларусь.
Флориана Габер, профессиональный критик уличных искусств, автор двух монографий по истории уличного искусства, Париж, Франция.
9 мая
Театр, который вырастает из культуры и становится культурой. Культура и искусство в театре, «народное» и «высокое», уникальные имена, стили и техники.
13.00 (Центр современных искусств, Некрасова 3)
Игорь Духан.
Лекция «Театр и пространство: Леон Бакст»
Лекция будет посвящена Леону Баксту, который родился в Гродно, а свою славу обрел как художник «Русских сезонов» Сергея Дягелева. Работы Леона Бакста стали не только явлением театрального искусства, но и важным фактором художественных традиций ХХ века. Стиль Бакста нашел свое продолжение даже в тенденциях парижской моды того времени.
В театре Леона Бакста неоклассицизм вошел в парадоксальные и неожиданные соприкосновения с ориентальными мотивами и критскими дворцовыми образами. В лекции будет показана связь пространства и тела в театральной сценографии Бакста, пластическое развитие образа модернистских женщин – Тамары Карсавиной и Иды Рубинштейн.
ИгорьДухан, заведующий кафедрой искусств Белорусского государственного университета, доктор философских наук, канд. архитектуры. Член Европейского общества культуры, Международного и Белорусского Союзов Дизайнеров, Белорусского Союза Архитекторов, Академии Архитектуры и др.
15.00(Центр современных искусств, Некрасова 3)
Ганна Выгонная.
Майстар-клас. “Чароўная скрыня Батлейка”.
«Батлейка - чароўная скрыня”- лялечны тэатр для народа? Як у батлейцы-Віфлеемцы паказаная мадэль сусвету? Якім чынам гэты лялечны тэатр захаваў традыцыі сярэднявечных містэрый? Што ёсць агульнага паміж батлеечнымі інтэрмедыямі і іезуіцкім школьным тэатрам? Чаму самая старажытная батлейка “Ельнінскі вяртэп” захоўваецца ў Маскоўскім музеі? Якім чынам у канцы ХХ стагоддзя адноўлены народны тэатр ператварыўся ў любіцельскі тэатр інтэлігенцыі? Як у Мірскай батлейцы ажылі падзеі з гісторыі Міра і Нясвіжу? Што ёсць агульнага паміж старадаўняй лялечнай скрыняй і сучасным 5D?
У межах мйстар-класа будзем разам шукаць адказы на гэтыя пытанні.
Выгонная Ганна Альбертаўна, мастак-рэстаўратар, аматар "Мірскай батлейкі".
10 мая
Театр – европейская культура – человек. Размышления о прошлом и будущем театра, о его роли и влиянии, о возможностях и средствах.
11.30 (Центр современных искусств, Некрасова 3 )
Владимир Мацкевич
Лекция «Театр и начало европейского мышления»
Миссия и задача современного театра не состоит в том, чтобы снова стать общенародным развлечением, в наше время у людей достаточно развлечений и без театра. Миссия театра в другом – в развитии сознания и интеллектуальных способностей человека. Именно интеллектуальных, составной частью которых является эстетика и чувство вкуса, но только чатью. А еще есть рефлексия, и эмпатия, и понимание. В Древней Греции, в Средневековье театр не просто развлекал. Человечество через театр училось различать роли и исполнителей, мифологические сюжеты и их подобие в обыденной жизни, училось анализировать чувства других людей, их мотивы и поступки. Современный театр должен и может делать то же самое.
Театр не только учит, но и сам учится – исследует, препарирует и анализирует современного человека, отличающегося от человека былых времен. О том, как театр проделывал все это в прошлом, как он делает это теперь, и пойдет речь в нашем обсуждении.
Владимир Мацкевич, философ, методолог, создатель Летучего университета
14.00 (Центр современных искусств, Некрасова 3)
Александр Сарна.
Лекция «Креатив под открытым небом»
Возможность арт-интервенций сегодня проявляется как в разнообразии форм художественного активизма (стрит-арт, перформансы и хэппенинги, уличный театр), так и повседневных практик (городская навигация и психогеография).
На лекции будет предпринята попытка оценить современную ситуацию в паблик-арт в связи с переформатированием самого публичного пространства под влиянием новых медиа.
Александр Сарна, кандидат философских наук, философ и медиа-теоретик
11 мая
Город как пространство жизни культуры. Городская культура – способ самоидентификации, самовыражения и самопознания.
12.00 (Центр современных искусств, Некрасова 3)
Сяргей Харэўскі
Лекцыя "Гарадская прастора як культурный канструкт беларускай ідентычнасці"
Горад, мастацтва і паўставанне нацыі. Як звязаныя паміж сабой гэтыя рэчы. Сяргей Харэўскі сцвярджае, што Мінск – гэта город мастакоў і мастацтва, а мастасцтва – гэта і ёсць падмурак гарадской культуры, неабходны інгрыдзіент гарадскога жыцця і камунікацыі, вулічнай культуры. А ў сваю чаргу гарадская культура – ёсць аснова нацыянальнай ідэнтычнаці і еднасці. Вось такі ланцужок.
Пра тое, як праз развіццё мастацва і грарадской культуры паўставала беларуская нацыі можна будзе пачуць на лекцыі Сяргея Харэўскага
Сергей Харэўскі, беларускі літаратар, гісторык мастацтва і культуролаг
15.00 (Центр современных искусств, Некрасова 3)
Адкрытая дыскусія “Інтэрвенцыя сучаснага мастацтва ў публічную прастору: pro et contra?”
Быў час, калі сучаснае мастацтва імкнулася захапіць прастору ў галерэях, а калі атрымаецца, дык і ў музеях. Але цяпер трэнд прынцыпова іншы -- выйсці на вуліцу і зліцца з паўсядзённым жыццём. Чым ён абумоўлены: шчырай інтэнцыяй "эгалітарызаваць" элітарную дагэтуль зьяву, альбо... проста павевамі моды? Што могуць набыць і што страціць аўтарскія практыкі, апынуўшыся сярод звыклых праяваў паўсядзённага жыцьця? І ўрэшце: ці здатны той трэнд выканаць сваю галоўную заяўленую мэту: неяк паўплываць на грамадства?
Мадэатар: дырэктар Тэатра псіхічнай неўраўнаважанасці Ілля Сін.