Фесты

Фестиваль немого кино и современной музыки (16+)

30 июля 2020 - 27 августа 2020

Музей-мастерская З. Азгура

Минск, ул. Азгура, 8

СПРАВКИ: здесь

ВХОД: 13 руб. (на один вечер)

 

Фестиваль немого кино и современной музыки (16+)

С 30 июля по 27 августа 2020 года в Минске пройдет VIII open-air фестиваль немого кино и современной музыки КИНЕМО, организованный проектом Cinemascope и Ассоциацией молодых белорусских композиторов.

На протяжении пяти вечеров во внутреннем дворике музея-мастерской З.И. Азгура будут демонстрироваться немые фильмы классиков мирового кинематографа, озвученные современными белорусскими и зарубежными музыкантами и композиторами.

30 июля «Младший брат» (1927, США, 81 мин.). Билеты здесь.

  • Режиссеры: Тед Вильде, Льюис Майлстоун, Гарольд Ллойд.
  • В ролях: Гарольд Ллойд, Джобина Ральстон, Уолтер Джеймс, Лео Уиллис, Константин Романов.
  • Музыка: Марина Ромейко /фортепиано.

Влиятельная семья Хикори пользуется уважением в типичном маленьком американском городке Хикоривилль. Отец многодетной семьи Джим Хикори является шерифом этого городка. У него три сына. Олин и Лео — просто хулиганы, а младший — робкий Гарольд. У него нет огромных мускулов, но благодаря своему остроумию он заслуживает уважение своего отца и завоевывает любовь очаровательной Мэри.

Одна из лучших в наследии Ллойда комедия положений о забавных приключениях робкого провинциала, который в отличие от своих братьев с накачанными мускулами и отчаянной решительностью добивается уважения отца-шерифа и любви прекрасной Мэри с помощью остроумия и хитрости.

От предыдущих «урбанистических» картин Ллойда эта заметно отличалась тем, что снималась в сельской местности. Характеры и ситуации фильма представлены посредством технически смелых приемов съемки: в частности, впервые в истории кинематографа тут был сооружен столь высокий подъемник для кинокамеры и кинооператора (сцена, где герой забирается на дерево).

 

6 августа «Путешествие на Марс» (1918, Дания, 81 мин.). Билеты здесь.

  • Режиссер: Форест Хольгер-Мадсен.
  • В ролях: Гуннар Толнес, Николай Нейендам, Занни Петерсен.
  • Музыка: «Грезы Пафнутия».

Капитан Аванти Планетарос возвращается из морского плавания и мечтает о новых свершениях. Его отец – профессор Планетарос — грезит космосом и полетом на Марс. Всего за два года им удается построить небесный корабль «Эксельсиор», готовый к путешествию. Но что их ждет на другой планете? Хольгер-Мадсен, один из крупнейших режиссеров и актеров раннего датского кино, снимал эту картину в последние месяцы Первой мировой войны.

В основу лег роман «Небесный корабль» известного датского писателя Софуса Михаэлиса (позднее он вышел отдельной книгой и был издан в 1927 году в Советском Союзе), переработанный основателем старейшей киностудии Nordisk Film Оле Ольсеном. Европа лежала в руинах, вера в человеческий разум пропала, миллионы людей убивали друг друга без всякой видимой причины. В этом контексте «Небесный корабль» стал мольбой о мире, мечтой о преодолении трагедии.

На Марсе доблестный Аванти встречает другую цивилизацию — мудрых вегетарианцев, давно позабывших о том, что такое оружие и кровь. Сможет ли он донести до землян их учение?

Хольгер-Мадсен фактически породил космический жанр, к которому будут обращаться режиссеры двадцатых годов. Тем удивительнее, что в Дании на протяжении многих десятилетий «Путешествие на Марс» оставалось единственным научно- фантастическим фильмом.

 

13 августа «Кабинет доктора Калигари» (1920, Германия, 77 мин.). Билеты здесь.

  • Режиссер: Роберт Вине.
  • В ролях: Вернер Краусс, Конрад Файдт, Фридрих Феэр, Лиль Даговер. 
  • Музыка: Ольга Подгайская. 
  • Исполнители: Five-Storey Ensemble.

Калигари, странного вида бродячий фокусник, представляет публике сомнамбулу Чезаре, пребывающего в состоянии сна вот уже 23 года и просыпающегося исключительно по приказу Калигари, чтобы ответить на вопросы о будущем. В одно из таких пробуждений Калигари гипнотизирует Чезаре, спящего в похожем на гроб ящике, чтобы тот похитил возлюбленную молодого героя и совершил убийство.

Самый знаменитый немецкий немой фильм, считающийся шедевром экспрессионизма. Экспрессионистский стиль проявляется здесь в декорациях, игре Файдта (Чезаре) и Краусса (Калигари). Рисованные декорации с неправильной перспективой, нарочито искаженными тенями находились в явном противоречии с «нормальными» представлениями о пространстве.

Влияние фильма на немецкое искусство было исключительным. Он продемонстрировал возможности киноязыка и киновыразительности. Камера и монтаж создают в картине уникальную атмосферу, отражающую беспокойство и ужасы эпохи «смутного времени» после окончания Первой мировой войны.

 

20 августа «Асфальт» (1929, Германия, 93 мин.). Билеты здесь.

  • Режиссер: Джо Мэй.
  • В ролях: Густав Фрёлих, Бетти Аманн, Альберт Штайнрюк, Эльзе Хеллер.
  • Музыка: Фердинанд Брайль /Германия
  • Исполнители: Ольга Подгайская /фортепиано, электроника/, Анастасия Карпенко /скрипка/, Андрей Михалевич /тромбон

Эльзе Крамер — не первая девушка, которую жестокий Берлин конца 1920-х толкает на путь преступления. Однако ее молодость и шарм позволяют ей с легкостью обманывать мужчин, добиваясь от них всего, что она пожелает. Схваченная при попытке украсть драгоценности из магазина, она старается очаровать молодого полицейского по имени Альберт Хольк и просит отпустить ее на первый раз. В сердце Альберта вспыхивает роковая страсть...

«Асфальт» во всех отношениях знаковая картина: снятая на знаменитой студии UFA, она стала последней немой картиной Германии и вобрала в себя все достижения национального кинематографа того времени. Отмечая некоторую мелодраматичность сюжета, критикивысоко ценили режиссерское мастерство Джо Мэя. Главные роли в картине исполнили популярные актеры Бетти Аманн и Густав Фрёлих.

 

27 августа

Программа короткометражных фильмов с музыкой молодых композиторов из Беларуси и Польши — победителей профессионального конкурса, организованного в рамках фестиваля КИНЕМО. Билеты здесь.

«Антракт» (1924, Франция, 18 мин. )

  • Режиссер: Рене Клер.
  • В ролях: Жан Берлен, Ман Рэй, Марсель Дюшан, Инге Фрисс, Эрик Сати, Жорж Орик, Франсис Пикабиа.
  • Музыка: Владимир Ильюшонок.
  • Исполнители: Five-Storey Ensemble.

Всего лишь второй фильм Рене Клера, но он стал знаковым для всего французского кино 20- х гг. Экспериментальная абсурдистская работа, выполненная в манере «дада» и ставшая манифестом французского авангарда.

Фильм был снят режиссером в качестве кинематографической интермедии для «мгновенного» балета «Представление отменяется» шведской труппы Рольфа де Мааре в сотрудничестве с видными представителями сюрреализма, дадаизма и просто парижского авангарда — среди них Эрик Сати, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, Ман Рэй и Жан Берлен.

«Оставьте меня в покое» (1926, Франция, 16 мин.)

  • Режиссер: Ман Рэй.
  • В ролях: Кики с Монпарнаса, Жак Риго.
  • Музыка: Магдалена Горва /Польша/
  • Исполнители: Five-Storey Ensemble.

Сам Рэй утверждал, что этот фильм «оптический», то есть сделан исключительно ради потехи взора, и никакого сюжета в нем нет. Важнее для него были абстрактные формы, снятые в кривых зеркалах, и сверкающие кристаллы, а единственный титр за весь фильм гласит «Причина такого сумасбродства».

Оригинальное название «Emak-Bakia» режиссер позаимствовал у виллы в стране басков, где снимал часть фильма. В финале появляется Кики с Монпарнаса, натурщица и модель сюрреалистов и подруга Рэя, написавшая скандальные мемуары о Париже 20-х гг.

«Морская звезда» (Франция, 1928, 15 мин.)

  • Режиссер: Ман Рэй.
  • В ролях: Кики с Монпарнаса, Андре де ла Ривьер, Робер Деснос.
  • Музыка: Моника Виктория Козакевич /Польша/
  • Исполнители: Five-Storey Ensemble.

Мужчина и женщина поднимаются в спальню. Она раздевается и ложится на кровать; он колеблется и уходит. Затем он встречает ее на улице, но она уже с другим. Экранизация стихотворения поэта Робера Десноса, друга Рэя.

С обнаженной натурой режиссеру пришлось пойти на хитрости, чтобы избежать проблем с цензурой — он сделал так, что кадры стали похожи на карандашный набросок. В роли дамы вновь снялась Кики с Монпарнаса.

«Андалузский пес» (Франция, 1929, 16 мин.)

  • Режиссер: Луис Бунюэль.
  • В ролях: Симон Марей, Пьер Бачефф, Луис Бунюэль, Сальвадор Дали.
  • Музыка: Игорь Комар.
  • Исполнители: Five-Storey Ensemble.

Глаз, располосованный бритвой; человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля, в которых — мертвые, полуразложившиеся ослы и вполне живые священники; человеческая ладонь с дырой, из которой появляются муравьи…

Сюрреалистической символикой этой ленты, образный строй которой, по словам режиссера, «не поддается никакому рациональному, психологическому или культурному объяснению», Бунюэль и его соавтор по сценарию, художник Сальвадор Дали пытались шокировать зрителя, пошатнуть его веру в обыденную реальность, в «нормальный» порядок вещей.

 

Сбор гостей в 21:00. Начало показов в 21:30. Место проведения: внутренний дворик Мемориального музея-мастерской З.И. Азгура (г. Минск, ул. З.Азгура, 8).

Телефон для справок: +375 (17) 380-06-32

Все показы будут проходить под открытым небом. Рекомендуется брать с собой теплую одежду, коврики, пледы, зонты.

КИНЕМО — единственный в Беларуси ежегодный фестиваль немого кино и современной музыки, основной задачей которого является популяризация и переосмысление классики немого кино средствами современной музыки.

Белорусские и зарубежные композиторы на протяжении нескольких месяцев создают оригинальное музыкальное сопровождение к фильмам программы и представляют его вживую в рамках фестивальных перформансов, объединяющих в себе кинопоказ и музыкальный концерт.

Помимо сезонных сеансов под открытым небом, фестиваль в течение года организует специальные показы немого кино с живой музыкой на различных площадках. Фестиваль основан проектом Cinemascope и Ассоциацией молодых белорусских композиторов.