Калядная казка
20 декабря 2016 - 10 января 2017
Справки: тут.
Вход: 3 руб., льготный – 2.5 руб.
В экспозиции будет представлен иконописный образ XVII–XIX вв., традиционные белорусские костюмы XIX – первой половины XX в. с масками ряженых. Особого внимания заслуживают работы современных известных мастеров соломоплетения (Селивончик Л.И., Лось Л.Н.), произведения которых не только отражают эстетику и традиции белорусского народа, но и позволяют проследить эволюцию усовершенствования технологических приемов.
Традиция празднования Рождества возникла в конце III – начале IV в., когда верующие христиане стали отмечать рождение Христа одновременно с Его Крещением в один день – 6 января по юлианскому календарю. В середине IV в. праздник Рождества Христова окончательно отделился от Крещения Христа, и Римская церковь стала отмечать его 25 декабря по юлианскому календарю.
По народным традициям и поверьям, в ночь перед Рождеством в мире хозяйничают две силы: добро и зло. И та сила, к которой человек склонялся, и совершала с ним чудеса в эту волшебную ночь. Одна сила звала на колядки празднования рождения Христа за рождественским столом, а другая собирала на шабаш нечистую силу, ведьм и чертей. Вечером по селам начинала ходить по домам «Коляда» – наряженные и переодетые молодые парни в шубах навыворот и с масками зверей на лицах. Они стучали в дома, пели колядки, хвалили и прославляли хозяев, не жалея добрых слов. Снегопад считался хорошим признаком в сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток. Существовала народная примета: «Если на сочельник снежная погода – будет урожай на хлеб». А если в ночь перед Рождеством ударит мороз – семья проживет год дружно, в любви и согласии. Так традиции Рождества дополняются народной религиозностью, окутав великий праздник сказочным и волшебным настроением.
Куратор выставки: Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела Национального художественного музея Республики Беларусь.
Фото: livemaster.ru.