Фесты

Open-air фестиваль немого кино и современной музыки (0+)

17 июня 2021 - 15 июля 2021

Музей-мастерская З. Азгура

Минск, ул. Азгура, 8

СПРАВКИ: здесь

ВХОД: 15 руб. (на один вечер)

 

Open-air фестиваль немого кино и современной музыки (0+)

С 17 июня по 15 июля в Минске пройдет IX международный open-air фестиваль немого кино и современной музыки «КИНЕМО». На протяжении пяти вечеров в Скульптурном дворике Мемориального музея-мастерской З.И. Азгура будут демонстрироваться немые фильмы классиков мирового кинематографа, озвученные современными белорусскими и зарубежными музыкантами и композиторами.

17 июня «Семь шансов» | Seven Chances (1925, США, 56 мин.)

  • Режиссер: Бастер Китон
  • В ролях: Бастер Китон, Шнитц Эдвардс, Т.Рой Барнс, Рут Дуайер
  • Классический тапер: Каллиника Медведева (фортепиано)
  • Билеты

Нерешительный Джимми Шэннон, младший партнер брокерской фирмы, которая находится на грани финансового краха, узнает, что по дедушкиному завещанию ему причитается фантастическая сумма в 7 миллионов долларов. Но получить наследство он сможет, только женившись до 7 часов вечера дня своего 27-летия. Проблема в том, что завещание попадает к нему как раз в этот самый день.

Превосходный комик Бастер Китон наполнил свой фильм курьезами и забавными трюками, которые отличаются динамичностью и напряженностью. Кажется, что мир не имеет определенной формы и все время меняется на наших глазах.

Так, в одном из эпизодов Бастера преследует огромная толпа женщин, жаждущих мести, а после того как он спотыкается о камни, весь мир позади него внезапно превращается в огромную лавину. Добавленная только после первого тестового просмотра, сцена камнепада стала одной из самых запоминающихся в творчестве Китона.

 

24 июня «Асфальт» | Asphalt (1929, Германия, 93 мин.)

  • Режиссер: Джо Мэй
  • В ролях: Густав Фрёлих, Бетти Аманн, Альберт Штайнрюк, Эльзе Хеллер
  • Музыка: Фердинанд Брайль (Германия)
  • Исполнители: Анастасия Карпенко (скрипка), Андрей Михалевич (тромбон), Валерия Щупак (фортепиано)
  • Билеты

Эльзе Крамер — не первая девушка, которую жестокий Берлин конца 1920-х толкает на путь преступления. Однако ее молодость и шарм позволяют ей с легкостью обманывать мужчин, добиваясь от них всего, что она пожелает. Схваченная при попытке украсть драгоценности из магазина, она старается очаровать молодого полицейского по имени Альберт Хольк и просит отпустить ее на первый раз. В сердце Альберта вспыхивает роковая страсть…

«Асфальт» во всех отношениях знаковая картина: снятая на знаменитой студии UFA, она стала последней немой картиной Германии и вобрала в себя все достижения национального кинематографа того времени. Отмечая некоторую мелодраматичность сюжета, критики высоко ценили режиссерское мастерство Джо Мэя.

 

1 июля «Париж уснул» | Paris qui dort (1923, Франция, 67 мин.)

  • Режиссер: Рене Клер
  • В ролях: Анри Роллан, Мадлен Родриг, Альбер Прежан, Марсель Валле, Шарль Мартинелли, Мила Селлер, Луи Пре-мл.
  • Музыка: Виталий Эппов
  • Исполнители: Виталий Эппов (сопрано-саксофон), Артем Атрашевский (терменвокс), Ольга Подгайская (фортепиано)
  • Билеты

Смотритель Эйфелевой башни с удивлением обнаруживает, что раскинувшийся у его ног огромный город подвергся какому-то неведомому воздействию: люди словно остолбенели. Остальные сбросили с себя моральные оковы, прекратили работать и ударились в пьяный разгул.

«Париж уснул» — первая режиссерская работа одного из самых ярких представителей французского киноавангарда 20-х, сценариста, актера и режиссера Рене Клера. Фильм был создан группой энтузиастов практически без денег. Он интересен введением «стоп-камеры» для характеристики действия «машины сонных лучей», оригинальным использованием приема размножения кадра для изображения уснувшего города.

В картине прослеживается влияние американской школы Сеннета и французских дадаистов.

 

8 июля «Кабинет доктора Калигари» | Das Cabinet des Dr. Caligari (1920, Германия, 77 мин.)

  • Режиссер: Роберт Вине
  • В ролях: Вернер Краусс, Конрад Файдт, Фридрих Феэр, Лиль Даговер
  • Музыка: Ольга Подгайская
  • Исполнители: Five-Storey Ensemble – Анастасия Карпенко (скрипка), Александра Чеховская (скрипка), Виталий Эппов (сопрано-саксофон), Ольга Подгайская (орган)
  • Билеты

Калигари, странного вида бродячий фокусник, представляет публике сомнамбулу Чезаре, пребывающего в состоянии сна вот уже 23 года и просыпающегося исключительно по приказу Калигари, чтобы ответить на вопросы о будущем. В одно из таких пробуждений Калигари гипнотизирует Чезаре, спящего в похожем на гроб ящике, чтобы тот похитил возлюбленную молодого героя и совершил убийство.

Самый знаменитый немецкий немой фильм, считающийся шедевром экспрессионизма. Экспрессионистский стиль проявляется здесь в декорациях, игре Файдта (Чезаре) и Краусса (Калигари).

Рисованные декорации с неправильной перспективой, нарочито искаженными тенями находились в явном противоречии с «нормальными» представлениями о пространстве. Влияние фильма на немецкое искусство было исключительным. Он продемонстрировал возможности киноязыка и киновыразительности.

Камера и монтаж создают в картине уникальную атмосферу, отражающую беспокойство и ужасы эпохи «смутного времени» после окончания Первой мировой войны.

 

15 июля ПРОГРАММА КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ с музыкой молодых композиторов из Беларуси и Польши — победителей профессионального конкурса, организованного в рамках фестиваля КИНЕМО. Билеты.

«Антракт» | Entr’acte (1924, Франция, 18 мин.)

  • Режиссер: Рене Клер
  • В ролях: Жан Берлен, Ман Рэй, Марсель Дюшан, Инге Фрисс, Эрик Сати, Жорж Орик, Франсис Пикабиа.
  • Музыка: Владимир Ильюшонок
  • Исполнители: Five-Storey Ensemble

Всего лишь второй фильм Рене Клера, но он стал знаковым для всего французского кино 20-х гг. Экспериментальная абсурдистская работа, выполненная в манере «дада» и ставшая манифестом французского авангарда.

Фильм был снят режиссером в качестве кинематографической интермедии для «мгновенного» балета «Представление отменяется» шведской труппы Рольфа де Мааре в сотрудничестве с видными представителями сюрреализма, дадаизма и просто парижского авангарда — среди них Эрик Сати, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, Ман Рэй и Жан Берлен.

«Оставьте меня в покое» | Emak-Bakia (1926, Франция, 16 мин.)

  • Режиссер: Ман Рэй
  • В ролях: Кики с Монпарнаса, Жак Риго.
  • Музыка: Магдалена Горва (Польша)
  • Исполнители: Five-Storey Ensemble

Сам Рэй утверждал, что этот фильм «оптический», то есть сделан исключительно ради потехи взора, и никакого сюжета в нем нет. Важнее для него были абстрактные формы, снятые в кривых зеркалах, и сверкающие кристаллы, а единственный титр за весь фильм гласит «Причина такого сумасбродства».

Оригинальное название «Emak-Bakia» режиссер позаимствовал у виллы в стране басков, где снимал часть фильма. В финале появляется Кики с Монпарнаса, натурщица и модель сюрреалистов и подруга Рэя, написавшая скандальные мемуары о Париже 20-х гг.

«Морская звезда» | L’étoile de mer (1928, Франция, 15 мин.)

  • Режиссер: Ман Рэй
  • В ролях: Кики с Монпарнаса, Андре де ла Ривьер, Робер Деснос.
  • Музыка: Моника Виктория Козакевич (Польша)
  • Исполнители: Five-Storey Ensemble

Мужчина и женщина поднимаются в спальню. Она раздевается и ложится на кровать; он колеблется и уходит. Затем он встречает ее на улице, но она уже с другим. Экранизация стихотворения поэта Робера Десноса, друга Рэя.

С обнаженной натурой режиссеру пришлось пойти на хитрости, чтобы избежать проблем с цензурой — он сделал так, что кадры стали похожи на карандашный набросок. В роли дамы вновь снялась Кики с Монпарнаса.

«Андалузский пес» | Un chien andalou (1929, Франция, 16 мин.)

  • Режиссер: Луис Бунюэль
  • В ролях: Симон Марей, Пьер Бачефф, Луис Бунюэль, Сальвадор Дали.
  • Музыка: Игорь Комар
  • Исполнители: Five-Storey Ensemble

Глаз, располосованный бритвой; человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля, в которых — мертвые, полуразложившиеся ослы и вполне живые священники; человеческая ладонь с дырой, из которой появляются муравьи…

Сюрреалистической символикой этой ленты, образный строй которой, по словам режиссера, «не поддается никакому рациональному, психологическому или культурному объяснению», Бунюэль и его соавтор по сценарию, художник Сальвадор Дали пытались шокировать зрителя, пошатнуть его веру в обыденную реальность, в «нормальный» порядок вещей.

 

Сбор гостей в 21:30. Начало показов — с заходом солнца. Все показы будут проходить под открытым небом. Рекомендуется брать с собой теплую одежду, коврики, пледы, зонты.

КИНЕМО — единственный в Беларуси ежегодный фестиваль немого кино и современной музыки, основной задачей которого является популяризация и переосмысление классики немого кино средствами современной музыки.

Белорусские и зарубежные композиторы на протяжении нескольких месяцев создают оригинальное музыкальное сопровождение к фильмам программы и представляют его вживую в рамках фестивальных перформансов, объединяющих в себе кинопоказ и музыкальный концерт.

Помимо сезонных сеансов под открытым небом, фестиваль в течение года организует специальные показы немого кино с живой музыкой на различных площадках. Фестиваль основан проектом Cinemascope и Ассоциацией молодых белорусских композиторов.