Cinemascope: специальный показ документалки «Левиафан» (18+)
7 мая 2021
«Левиафан» (Франция, Великобритания, США, 2012, 87 мин.).
Режиссеры, сценарий, операторы, монтаж: Люсьен Кастен-Тэйлор, Вирина Паравел.
«Левиафан», посвященный будням рыболовецкого судна, обходится практически без слов, за исключением монотонного лопотания телевизора в каюте и коротких реплик, которыми обмениваются моряки в ходе работы.
С первого до последнего кадра водонепроницаемая камера играет роль самоотверженного, заброшенного в глубокий тыл разведчика, бесстрастно фиксирующего все висцеральные — жестокие, физиологичные, неопрятные — подробности процесса добычи и первичной обработки «даров моря»: с сетью уходит под воду; преодолевает морские просторы, кувыркаясь в белой бурлящей пене; рывками поднимается с уловом на борт; беспомощно дрейфует по мокрой палубе бок о бок с бьющейся, агонизирующей рыбой; замерев, следит за тем, как ее — а также крабов, всяческих моллюсков и т.п. — сортируют и разделывают; вместе с голодными птицами суетливо кружится над урожаем.
Можно быть рыбой в океане, плавающей быстрее всех; осмотрительным крабом, умело избегающим врагов; мелкой рыбешкой, не представляющей промысловой ценности, но все эти твои качества, умения и навыки, и родовые, и приобретенные, — ничто перед безразличной пастью трала, который однажды будет спущен откуда-то сверху, чтобы забрать с собой наверх, на воздух, к свету всех, кто окажется на его пути.
Специальное упоминание, номинация на «Золотого леопарда» и приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Локарно (2012); премия «Лучший независимый/ экспериментальный фильм» ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса (2012); приз «За новое видение» Международного фестиваля документального кино в Копенгагене CPH:DOX (2012); премия «Лучший документальный фильм» Международного кинофестиваля в Эдинбурге (2012); участник Международных кинофестивалей в Торонто и Нью-Йорке (2012).
Показ будет проходить в Скульптурном зале музея с использованием беспроводных наушников. Наушники выдаются на входе при предъявлении билета, по окончании сеанса они подлежат возврату. Наушники подвергаются дезинфицирующей обработке после каждого использования. В музее необходимо соблюдать масочный этикет.
Проект Cinemascope — первая в Беларуси частная инициатива, направленная на продвижение и популяризацию арт-кино во всем его многообразии. Проект был основан группой единомышленников в 2009 году.
Cinemascope организует премьеры актуальных артхаусных фильмов и классические ретроспективы, курирует тематические программы для культурных площадок и городских событий.
Cinemascope является членом Ассоциации артхаусных кинотеатров CICAE – крупнейшего объединения, направленного на развитие разнообразия киносцены в Европе.