2 мая 2015 года в деревне Каменюки (Национальный парк «Беловежская пуща») [52.556821, 23.797876] рабочая группа «Охрана дикой природы» в лице ОО «Багна», товарищества «Зелёная сеть» и ГА «Брестское областное отделение Аховы птушак Бацькаўшчыны» проведёт презентацию этнографического документального фильма «Чёрный аист, Белый аист» (“Black stork, White stork”, 47 min). Фильм рассказывает историю местных жителей польской стороны Беловежской пущи и поднимает вопросы заповедности и модели лесоустройства Польши.
Специальным гостем на открытии мероприятия станет режиссёр фильма Юнис Блаваскунас, доцент департамента Экологии и окружающей среды Витманского колледжа (Whitman College, Уолла-Уолла, штата Вашингтон (США).
Она представит свой фильм лично и, вместе со старожилами и специалистами, работающими в области исследования и сохранения природы Беларуси, обсудит жизнь белорусской стороны пущи.
Юнис поделится своим уникальным исследовательским опытом, который включает изучение частных и общественных земель в штате Мэн, анализ формирования сообществ вдоль берегов Вислы в Варшаве и опыт консервации природы в Польше.
Благодаря своей работе в американских земельных агенствах, включая службы Национального парка, Тихоокеанскую Северо-Западную исследовательскую станцию Лесной службы США, а также Департамент природных ресурсов штата Вашингтон, Юнис удалось выработать междисциплинарные подходы к решению проблем окружающей среды.
«Моя цель — помочь людям, вовлеченным в конфликты, связанные с природоохранной деятельностью, лучше понять себя, а также понять тех, кто в эти конфликты вовлечен с другой стороны. Важно увидеть глобальную взаимосвязь всего мира, который служит контекстом для конфликта», — отмечает Юнис.
О фильме
Фильм создан при поддержке швейцарского экологического фонда и Мюнхинского экологического центра (The Robert and Patricia Switzer Foundation, Rachel Carson Center for Environment and Society in Munich), Лесной службы США, научно-исследовательской станции Тихоокеанского Северо-Запада и Департамента природных ресурсов штата Вашингтон.
© 2014 Eunice Blavascunas and Jodie Baltazar.
Чёрный аист, белый аист» — документальный фильм о социальной жизни природы и польской деревни на краю Беловежской пущи, последнего низинного реликтового леса в Европе. За последнее десятилетие лес живет туризмом, в то время как сельское хозяйство уходит на второй план. Все эти перемены непосредственно влияют на жизнь местного населения, в том числе и на жизнь двоих братьев, которых соседи прозвали «Чёрным аистом» и «Белым аистом» и за судьбами которых Юнис наблюдала на протяжении нескольких лет. Оба брата живут на границе с новым миром, откуда многие туристы, включая орнитологов и исследователей, приезжают в поисках девственной природы, тогда как сами сельские жители не знают, как вписать свой быт в туристическое дело. Главный герой фильма называет себя «Человеком леса» — вся его жизнь связана с пущей. Он водит дружбу с экологами, участвует в передачах на польском национальном телевидении и по мере сил следит за лесом, который знает «как свои пять пальцев».
«Фильм появился в результате этнографического исследования, которое я проводила для моей докторской диссертации в Калифорнийском университете в Санта-Круз на антропологическом факультете департамента экологии», — отвечает на просьбу описать фильм Юнис. — «Я работала над созданием фильма «Чёрный аист, белый аист» для того, чтобы рассказать другую историю о пуще. Это больше, чем просто конфликт между людьми, которые хотят расширить национальный парк и теми, кто хочет пустить его на лесозаготовки.
Экологи, туристы, семьи, пейзажи тоски и памяти — вот что такое Беловежская пуща. Отношения «Человек — Природа» совсем не просто уместить в традиционный уклад или современность. Мой главный герой, Лешек, воплощает в себе личность, способную преодолеть любое место и время, оставаясь единственным в своем роде «Человеком леса». Птицы же, чёрный и белый аист, которыми он и его брат символически названы, отражают большой социальный и экологический конфликт.
Я сняла фильм в основном из любви к Лешеку, впечатлившись тем, как он совмещает в себе различные роли, связанные с лесом. Но в любых отношениях есть свой драматизм. Напряженность этого фильма построена на противоречиях, которые Лешек собой воплощает.
Как и все документалисты, мы — Джоди Бальтазар и я — работали только с тем материалом, который можно запечатлеть на пленке, ничего не додумывая, стараясь показать, что этот лес больше, чем просто последний нетронутый лес Европы. Беловежская пуща представляет собой совокупность отношений человека, животных и природного мира. Сегодня это и сельскохозяйственное наследие, и строгая сохранность заповедной территории, и торговля лесом в одном флаконе, а этим нужно научиться мудро управлять».