13 сентября 2014 года в 18:00 в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоится открытие выставки «BelleÉpoque. Западноевропейская мода конца XIX – начала ХХ века» из собрания Игоря Вацлавовича Сурмачевского в рамках акции «Вераснёвы вечар у Мастацкім», приуроченной празднованию Дня города. Экспонирование выставки планируется по 13 октября 2014 года.
Belle Époque… Прекрасная эпоха вошла в историю серебряным веком поэзии в России и золотым веком воздухоплавания в Европе. На улицах городов появляются новые участники движения – автомобили. Парижские улицы полны аромата небольших кафе и ресторанчиков. Искромётные кабаре диктуют моду в танце и музыке. Развивается художественная фотография, плавно переходящая в кино. Изысканные линии японской гравюры вплетаются в ар-нуво Франции и югендстиль Германии. Появляются символы эпохи – это и чугунная паутина Эйфелевой башни, и роскошная мечта о покорении океанов – пароход-гигант «Титаник». В США это время так и назовут «Эра Титаника».
Швейное мастерство возводится в ранг искусства и начинается расцвет моды «от кутюр». Конец XIX века – это время великого Чарльза Ворта, царившего на швейном Олимпе Парижа с 1858 года и новая волна энергичных творцов «Haute couture» – Поля Пуаре, Коко Шанель, Эмиля Пинга, Густава Беера, Жанны Пакен…
На Всемирной парижской выставке 1900 года своё искусство демонстрировали уже 20 домов высокой моды. Это было невиданное ранее переплетение пышного декора от «Дома Ворта» с обилием бижутерии, стекляруса и сказочных перьев диковинных птиц Поля Пуаре, ажурные кружева Эмиля Пинга подчёркивались роскошными тяжёлыми тканями брокатом и бархатом. S-образная линия модерна переходит от декора интерьера в формирование женского силуэта. Цветовая гамма строится на сложных или пастельных тонах: гранатовом, табачном, оттенках серого, васильковом, золотистом, цвете резеды…
Самым привлекательным зрелищем того времени была собственно женщина и её красота. Красавица того времени выглядит как неземное существо – это нимфа, русалка, прекрасный цветок, жар-птица. Она должна была иметь томно-болезненный вид, лелеять какие-то туманные недостижимые идеалы, при этом сохранять резвость в многочасовых балах и танцах. Основной модный силуэт прекрасной эпохи – это «песочные часы» с осиной талией, которая шнуровалась и утягивалась до нечеловеческих размеров – до 35 сантиметров! Юбка – диковинный цветок в окружении волн, силуэт которых рисовал большой бант или длинный трен. Настоящим искусством было поддерживание платья: сбоку, сзади, манерно, деликатно. Поэтому кружевная нижняя юбка имела в то время огромное значение. Женщина при этом должна чувствовать себя невесомой и не ходить, а «парить» над землёй. Подготовка к этому зрелищу занимала у самой красавицы немало времени: шнуровка корсета, многочисленные крючки и кнопки корсажа, а десятки пуговичек на ботиночках… Диковинный костюм непременно дополняли всевозможные шляпки, украшенные цветами, бантами, перьями и длинными булавками. Обязательными аксессуарами к наряду были перчатки, веера, сумочки, лорнет, зонтик – укрытие больше не от дождя, а от солнца.
Очарование прекрасной эпохи длилось недолго, всего четверть века – с 1890-го и до начала Великой войны (1914). Но эти десятилетия, как опьяняющий воздух бурной весны в начале мая, впитали и ускоренный технический прогресс, и расцвет культуры, и мир в политической жизни, и великие открытия в археологии… Именно после ужасных лет Первой мировой войны это время, полное ностальгии о безмятежной жизни, и получило название belle époque…