Для Беларуси проектная фотография – явление относительно новое. На Западе уже давно не работают с единичными снимками: фотографы научены мыслить сериями – стилистически, семантически и визуально оформленными текстами, делающие авторское высказывание наиболее полным. Это длительная работа, когда из сотен снимков, сделанных в определенных технических условиях и объединенных общей идеей, выбирается лишь несколько – суть и смысл, а в фотографический текст органично встраивается понятие Времени.
Тем не менее, существует целое поколение фотографов, снимающих давно и плодотворно. В силу некоторых причин (особенность менталитета, а может, банальное отсутствие арт-рынка), проекты этих фотографов редко где выставляются, а их самих трогательно относят к категории «молодых». На выставке «Артерия» будут представлены семь авторов, каждый – с небольшой серией. Сделанные, как все хорошее, «для себя». Эти серии так и остались бы в столе, если бы не стечение обстоятельств и желание перемен.
Катя Смурага. Автор хорошо известный в профессиональной фотографической среде, при этом, выставочно, нигде в Беларуси не представленный. Ее портретам свойственна чувственность и тонкость. «Письмо из Тихого города»– попытка увидеть в глазах других людей исчезающий и уже почти забытый образ города ее детства. Попытка, не отвергая время и принесенные им перемены, остаться собой. Оправдать и принять внутреннего ребенка, оставив за собой право на память.
Лена Протасевич – закончила Минскую школу фотографии, работала редактором интернет-журнала «Сoloroom». На сегодняшний момент ведет курс по современной фотографии на годовом курсе Е. Войнова. Еe серия «Второй шаг» – переживание последних 4 лет нового опыта: материнства. Переживания честные и визуально «непричесанные». Такое материнство не принято снимать. Человек визуально образованный, Лена – приверженец современный фотографии. В ней все – игра смыслов, слов и ощущений, вопросов и ответов. Традиционная классическая черно-белая фотография будет представлена в форме Instagram,- что вполне соответствует духу времени.
Андрей Карачун начинал с классической фотографии, работал с постановочным, жанровым портретами… То к чему пришел сейчас – познание визуальности заново. А познание – всегда процесс, редко – результат. Серия «Неявные вещи» о самодостаточности красоты и праве искусства на неутилитарность. Это попытка довериться внутреннему ощущению фотографа, неясному и хрупкому, безошибочно резонирующему на все проявления прекрасного.
Елена Каханович. Серия Impossible– это романтические заметки на полароид. Где все путешествия сливаются в одно – чувственное, а крыши, улицы, деревья и дома, проступая сквозь туманную дымку, образуют далекую и манящую точку на карте. Классическая фотография представленная очень неклассически: от монументальности городских пейзажей выбранный формат не оставил и следа. Так в памяти остаются лишь контуры и воздух далекого и прекрасного города N.
Юлия Назарова – фотограф, ценящий эксперимент. Путь от классической фотографии к современной прошла за очень короткое время. В мае 2014 дебютировала с выставкой цианотипии. После погружения в современную фотографию сложилось «Время перехода». Эта серия – попытка осознать себя в период «между»: здесь и там, выдохом и вдохом, смертью и рождением новой себя. Время зависло, реальность похожа на вязкую массу. Так важно услышать знакомый голос – и сделать следующий вдох.
Ольга Толяренок представляет серию «DaysofGray» – смесь цианотипии и экспериментальной пленки после путешествия по Исландии. Это 2 разных ощущения, переданные в форме классической фотографии и путевых заметок, возникших будто спонтанно на полях дневника. Гармонично и очень точно дополняют они друг друга, создавая эффект максимального погружения. На пленке запечатлен полный красоты внешний мир и мир внутренний, принимающий и тонко отражающий видимое вокруг.
Егор Войнов – фотограф и преподаватель фотографии. Автор Годового курса фотографии, который прошли многие фотографы. Представленная на выставке серия «Парадный вход» спарижского кладбищаПер-Лашез была бы о красоте ухода и памяти близких… но автор предлагает отстранится, снять табу на сакральное и поразмышлять, о том, что именно хранится в усыпальницах за замками и решетками: память ли? вера ли? А может, просто страх перед неизвестностью? Давайте же замуруем его поглубже и прибьем сверху букетом попышнее! Все эти попытки сводит на нет Время –оно играет с нами, улыбается, лезет из всех щелей, покрывая налётом и разрушая камень, оплетая паутиной стены и человеческую память, меняет смысл привычных символов и создаёт новые.
Екатерина Петухова
Выставка «Артерия» продлится до 18 апреля 2015 года.
3 и 17 апреля 2015 года в 17.00 – встреча с авторами выставки «Артерия» и экскурсия по выставке.
Кинопоказ в рамках работы дискуссионного киноклуба BlowUp:
1 апреля 2015 года, 19.00, Стратегии концептуальной фотографии. Часть 2. Christian Boltanski, Sophie Calle, Alain Fleischer, Hiroshi Sugimoto, Wolfgang Tillmans. 5 коротких фильмов из документального сериала «Контакты».
Время работы: 11.00 – 19.00, среда: 13.00 – 19.00
выходные: воскресенье, понедельник
Фото: Егор Войнов.