Фесты

АГА

27 апреля 2013

Музей-мастерская З. Азгура

Минск, ул. Азгура, 8

Справки: тут.

Билеты: цена уточняется.

АГА

Фестиваль импровизационной музыки АГА или Фестиваль отличных групп и музыкантов, смелых в мышлении и нестандартном, зачастую парадоксальном использовании музыкальных инструментов, идей, звуков – очередное "изобретение" беспокойного и талантливого человека и музыканта, "вдохновенного импровизатора" Леонида Нарушевича.

Концепция фестиваля – представление материала, звуковых абстрактных "полотен", созданных в процессе свободного фантазирования, сотканных из мелодических и ритмических элементов, варьированное сочетание которых не сковано канонами, традициями и обусловливает архитектоническую незамкнутость музыкальной формы.

Фестиваль "АГА" – событие уникальное и неповторимое, так как в его основе исключительно оригинальное индивидуальное творчество, а музицирование является процессом создания музыкальных произведений непосредственно во время их исполнения. Процессом развивающимся, интуитивным, порой спонтанным и главное –естественным. Слушателям отводится роль свидетелей рождения звукопостроений и сопартнёров музыкантов-импровизаторов, активизирующих художественное воображение выступающих, способствующих вдохновению и катализирующих процесс музыкального самовыражения.

Музыкальная импровизация – ровесница музыки. Музыка появилась как импровизация. В законченные композиционные формы она стала заключаться через многие тысячи лет, что связано с появлением нотной записи. Вплоть до 2-й четверти ХIХ века импровизация являлась неотъемлемой частью концертной деятельности. Великолепными импровизаторами были Бах, Моцарт, Бетховен, Паганини и многие другие композиторы прошлого. С начала ХХ века импровизация возродилась в творчестве джазовых музыкантов и в дальнейшем в авангарде.

Импровизация – и способ, и форма спонтанного созидания звуковых идей, основанная на динамичности (изменчивость, вариабельность, подвижность) художественной мысли музыканта. Импровизировать – значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинённое. Основные слагаемые импровизации: мелодика, гармония, ритмика, фактура, тембро-динамика, звукоколористика. Способность музыканта импровизировать рассматривается как особый дар природы, как примета таланта. Музыкант-импровизатор наделён адекватной творческой музыкально-художественной реакцией, способен быстро решать сложные художественные задачи в различных формах музицирования. Наивысшая степень овладения искусством импровизации – импровизация в ансамбле, так как импровизация двух, трёх и более музыкантов должна звучать органично, иметь внутреннее единство и целостность. Коллективная импровизация сочетает сольные эпизоды для различных инструментов и хорусы групп инструментов. Особое значение в "цеховой" импровизации имеют подготовленное или спонтаное соло, добротный и правильный импровизационный аккомпанемент, мастерство владения инструментами и игровым временем, метроритмическая изобретательность, эмоционально-творческое взаимодействие всех членов музыкальной "сборной".

Первые участники первого фестиваля импровизационной музыки: группы «Князь Мышкин», «Солнцецветы», «Generation Skweee», «Cholotrope», «Первомир», Владислав Бубен и Наста Лобода.

«Солнцецветы»
Трансконтинентальная художественная группа «Солнцецветы» существует с 1991-го года. Основное направление деятельности — экспериментальная музыка и спонтанные психоделические сценические представления. Суть искусства «Солнцецветов» в изложении сооснователя и соидеолога группы Антона Кривули: «… мы создаём контуры, топологию совершенно конкретной сущности. Наше искусство и музыка, и тексты, в частности, - ни о чём, они никуда не ссылаются, ничего не рассказывают. Оно обращается к сущности, которую невозможно охватить…».
Группа имеет сложную внутреннюю структуру проектов: Бэтманы большой Украины, Симптом погремушки, Волшебная одноклеточная музыка, Sybarites, Мох, работающих по различным инструкциям и правилам.

«Князь Мышкин»
Белорусская группа интуитивной импровизации «Князь Мышкин» существует около 22 лет. Её основателем, идейным руководителем, драматургом, разработчиком гармонических и мелодических импровизационных моделей является гитарист Леонид Нарушевич. Состав играющих с ним музыкантов постоянно меняется. В творческой биографии команды полтора десятка альбомов (на кассетах), множество фестивалей («Сырок-5» в г. Москве, «Скиф-5» в г. Санкт-Петербурге, «Альтернатива» в г. Праге и др.), выпуск дисков на американском лейбле Wood Records, московских Geometria и AKATZIA.
Несмотря на то, что группа явно тяготеет к работе с «большими формами», её композиции слушаются с неослабевающим интересом, буквально на одном дыхании. Причина в том, что музыке, построенной на свободной импровизации, удаётся избежать штампов и шаблонов любых жанров и стилей — как джазовых, так и роковых. Практически отсутствуют пустые или проходные места, музыкальная мысль никогда не топчется на месте, «не раздувается», пытаясь заполнить гигантский объём бесконечными и бессмысленными сольными брейками отдельных инструментов или занудными повторами; она спокойно и естественно живёт, дышит и развивается. А участники группы, кажется, всего лишь дают возможность распуститься этому невиданному цветку удивительной красоты, стараясь не задавить его неосторожными и неоправданными действиями. Музыканты предпочитают работать с ритмом и мелодией, избегая шумов и диссонансов, без солирующих и аккомпанирующих инструментов. Искра проскакивает в момент свободного взаимодействия музыкантов. Как правило, произведения «Князя Мышкина» записываются вживую, без каких-либо наложений.
Леонид Нарушевич – гитара
Олег Рыбалка – перкуссии
Антон Денисов – перкуссии
Эрик Шимкус – контрабас


Владислав Бубен и Наста Лобода
Владислав Бубен – известный музыкант-электронщик и радиоведущий, представитель электронного андеграунда. Более того, основатель ряда музыкальных направлений и автор многочисленных музыкальных и арт-проектов. Создатель ТБ-шоу для Белорусского MTV и серии радио-проектов, посвящённых экстремальной музыке. Работы Владислава издавались на 58 лейблах во всём мире, живые выступления проходили в Германии, Голландии, Швеции, Бельгии, Польше, России, Венгрии, Австрии и в других странах. Известный также, как альтернативный ивент-продюсер, музыкант работает в широком диапазоне жанров – от диско и техно до брейк-кора и индастриэла. Влад Бубен стал первым в истории белорусским артистом, трибьют которому был записан зарубежными исполнителями. Итальянский лейбл Tib Productions выпустил в свет лонгплэй из композиций, посвященных музыканту, и ремиксов на его песни. В основу диска легли ремиксы, созданные музыкантами из Франции, Италии, Греции, Бельгии, Германии, Норвегии на композицию Владислава "The House Of My Ancestors". Кроме "точки сборки" проекта, песни "The House Of My Ancestors" из альбома "Daloni", в альбом вошли композиции, посвященные белорусскому ди-джею. Стилистика альбома варьируется от различных направлений ambient до экспериментальной электроники.

Наста Лобода принимала участие в ряде концертных акций, выпустила сольно и в колаборации с другими музыкантами несколько альбомов.

Творческий тандем представит на суд зрителей сет, сочетающий в себе электронные эксперименты от Владислава Бубна и скрипичную импровизацию от Насты Лободы. Ранее созданный импровизационный альбом музыкантов был издан североамериканским лейблом Argali records и стал одним из наиболее удачных в дискографии этого независимого издателя.
Владислав Бубен – лэптоп
Наста Лабада – электроскрипка


«Generation Skweee»
В 2012 году участники проектов RoomDark и Kritchev vs. Ban собрались вместе, чтобы выжать новое звучание. Годы сочинённой и проигранной музыки сформировались в невообразимое сочетание звуков, семплов, темпов, образов и создали новый проект - Generation Skweee.

Generation Skweee – это отражение эпохи экспериментальной музыки. Экспериментальная электроника и элементы Skweee сцепились вместе в этом релизе и сформировали уникальное сочетание скандинавского холода, огненных битов и треска старых пластинок.

Владимир Банкер – компьютер
Виктор Жук – компьютер


«Первомир»
Творческий проект «Первомир» создан в 2002 году в формате музыкального сопровождения художественных выставок. Первоначальная концепция проекта – наполнение выставочного пространства живым звуком акустических музыкальных инструментов. В настоящее время «Первомир» приобрёл самостоятельную студийную и концертную жизнь.
Основой музыкальных композиций группы являются звуковые импровизации на темы природных стихий, а также этнический материал. Идея проекта – создание звукового, звучащего пространства минимальными акустическими средствами, в котором главным героем является не столько сам звук, а скорее цезуры между звуками. Музыкальные композиции по своей трактовке близки к понятию «нада-йога». Йога звука сочетает эстетическое и терапевтическое качества, то есть способна исцелять посредством соединения с внутренней гармонией покоя, погружать в состояние медитации.
Группой используются только акустические инструменты, в том числе, тибетские поющие чаши, флейты, окарины, этнические барабаны, гитара и др.

Ольга Лайт Перковская
Евгений Вильтовский
Олег Рыбалко
Дмитрий Зайцев

«Cholotrope»
Мигрирующий проект экспериментальной электроники, призванный заново открыть дыхание реальности. Звуковое убранство среды обитания человека стало настолько привычным и обыденным, что превратилось в незаметный шум. Cholotrope создает sound-калейдоскоп, напоминая о красоте вибраций.
Дмитрий Ладзес – компьютер
Владимир Банкер – компьютер
Виктор Жук – компьютер