Тред по-мински. «Мы зарабатываем от 300 до 800 рублей, и никто не жалуется». Артистка Белгосцирка рассказывает о своей профессии

Тред по-мински. «Мы зарабатываем от 300 до 800 рублей, и никто не жалуется». Артистка Белгосцирка расска...
В серии материалов «Тред по-мински» продолжаем рассказывать об интересных моментах из жизни и работы минчан в формате коротких фактов. Сегодня поговорили с Анастасией (19), которая работает в цирке уже 11 лет.

В серии материалов «Тред по-мински» продолжаем рассказывать об интересных моментах из жизни и работы минчан в формате коротких фактов. Сегодня поговорили с Анастасией (19), которая работает в цирке уже 11 лет.

В Беларуси артисты цирка зарабатывают от 300 до 800 рублей

– Все зависит от программы: в новогоднюю, когда у артиста три представления в день, можно заработать больше, но в межсезонье – максимум 600 рублей. Все зависит от стажа и от того, руководишь ли ты номером. На зарплаты у нас чаще всего никто не жалуется, потому что мы тут из-за творчества.

Есть независимые артисты, которые гастролируют со своими готовыми номерами. Они могут получать 1000–2000 долларов в месяц. Это могут быть артисты-самоучки, бывшие танцовщики или артисты балета, которые становятся воздушными гимнастами. 

Самые высокооплачиваемые артисты те, которые занимают призовые места на лучших фестивалях мира. Это фестиваль в Монте-Карло и московский «Идол». Их призеры берут очень высокие гонорары, потому что считаются лучшими артистами в мире. В Беларуси такие примеры тоже есть. 

Чтобы начать хорошо зарабатывать, нужно вкладываться

Ты постоянно должен тренироваться, но при этом не всегда цирк может сделать тебе реквизит, костюм и постановку – все это за свои деньги. Некоторые артисты много платят режиссерам за постановки. Чтобы хорошо зарабатывать, нужно показывать себя на фестивалях, показывать хороший уровень и постоянно расти.

Артисты цирка могут работать и на пенсии

Могу сказать уверенно, что, когда закончится моя карьера, я буду заниматься либо режиссурой, либо тренировать молодых артистов. Но при этом у нас есть артисты, которым больше 50, и они продолжают ставить свои номера. Например, Татьяна Лазарова работает с номером «Наездники на лошадях». 

Часто артисты тренируются с травмами и не говорят об этом

Цирковые артисты очень преданы своему делу и, несмотря на травмы, даже мелкие, очень часто о них умалчивают. Сами лечат. Опытные артисты уже знают, как и что лечить, при какой травме нужно быть осторожным, а при какой можно спокойно тренироваться. Даже после тяжелых травм и операций люди все равно возвращаются в цирк. Нас никто не заставляет делать трюки, и мы прекрасно осведомлены о последствиях – у каждого свои цели.

На фестивалях артисты готовы рисковать жизнью. Есть пара артистов из московского цирка Мальвина Абакарова и Валерий Сычев. Они взяли первое место в Монте-Карло с номером «Воздушные ремни». У Мальвины было два падения. После второго падения и перенесенной операции она уже не могла работать. Сейчас с этим номером выступает ее дочь. 

Я поднимала парней

Выдерживала до 80 килограммов, при этом мой вес 47 килограммов. Проще держать кого-то, даже с последними силами, чем довериться – да, такая проблема есть. Я привыкла рассчитывать только на себя, в моих руках моя жизнь. Совместный номер мы с парнями не делали, тут, скорее, проверяли меня на выносливость. А вообще, очень люблю кого-нибудь поднять в воздухе.

Я не тягаю постоянно что-то тяжелое. Все свои годы в цирковой студии я выступала с сольными номерами. Только в этом году у меня появились номера с партнершей – «Воздушная трапеция» и «Каучук». И я не могу сказать, что после репетиций мне сложно восстанавливаться.

Все гимнастки могут сильно накачать мышцы

У меня накачана спина, у партнерши – ноги, спина, плечи и шея. Каждый артист сам выбирает для себя нагрузку: кто-то работает над шеей, если нужно крутить зубник в воздухе, кто-то плечи, а кто-то ноги накачивает.

Для артистов, которым нужно накачать определенную группу мышц, в нашем цирке есть тренажерный зал. Каждый выбирает себе ряд тренажеров или один тренажер, на котором он может тренироваться каждый день. Если артист не знает, что ему накачать или как правильно делать упражнения, он может подойти к силовым атлетам. Молодым артистам они дают совет, могут позвать с собой в тренажерный зал и объяснить, как и что нужно делать.

Животные в цирке чувствуют себя прекрасно

У нас созданы все условия для разных животных: солярий, душевые, большой кабинет ветеринара. Каждое животное в цирке выгуливают перед представлением, моют и выводят на разминку в репетиционный манеж. У каждого животного в день одна репетиция.

Если наши зоозащитники заметят плохое отношение со стороны дрессировщиков, то могут запретить им выступать или не допустить к работе с животными. Но такие случаи у нас редкость.

У нас есть животные-старички, которые уже не работают

Их никто не выбрасывает из цирка на улицу. Они живут отдельно от активных животных, но о них так же заботятся. С ними дрессировщики от начала жизни и до смерти.

Да, у меня было детство, друзья и время для отдыха

Я в цирковом искусстве с 2007 года. В детстве постоянно тренировалась и могла совмещать гимнастику и цирк. И при этом у меня было детство, друзья и время для отдыха. В 15 лет совмещать все это со школой стало труднее, поэтому я перевелась в спортивную 47-ю школу.

Меня всегда поддерживали родители, и они не просили меня заканчивать со спортом и поступать в университет.

Пришлось учить номер за два дня

Мое первое выступление было в цирке Дарьи Костюк (она единственная в мире дрессировщица, которая работает с гепардами). Тогда мне было 17 лет, и я пришла к ней из цирковой студии. Это коллективы, куда родители могут привести детей как для общего развития, так и для подготовки к профессии артиста. За моими плечами был семилетний опыт в такой студии, но в цирке все куда серьезнее и опаснее.

Так вот до премьеры в цирке Костюк оставалось два дня, и мне пришлось выучить номер за такой короткий срок. Так получилось. Нужна была девушка для номера с воздушными кольцами – а выступление как раз было в Минске, – и со мной связались.

Могу сутками не выходить из цирка

На тренировке могу провести три часа, а могу и сутками не выходить из стен цирка. Между репетициями обязательно разминаюсь, иногда даже несколько раз. Делаю упражнения на растяжку, на гибкость и для физической выносливости (пресс, отжимания).

После некоторых трюков страх проходит не сразу

От некоторых обрывов и трюков не сразу проходит страх, иногда приходится перебарывать себя прямо во время выступления: просто считаю до трех либо выдыхаю и делаю трюк. Во время работы ты не можешь остановиться и отвлечься. Есть только ты и твой реквизит.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Еще по этой теме:
Тред по-мински. «Наше обучение длилось 15 минут». Рассказывает таксистка «Яндекса»
Тред по-мински. «Водители дорогих авто вызывают на нас ГАИ». Докторка «скорой помощи» – о хамстве, смертях пациентов и себестоимости вызова
Тред по-мински. «Мужик оказался гомофобом и пытался вставить вилку мне в зад». Ведущий свадеб рассказывает о трэше и радостях профессии
поделиться