«Женщины верят, что их сексуальность неприлична». Режиссер ищет актрису для спектакля о вагине

«Женщины верят, что их сексуальность неприлична». Режиссер ищет актрису для спектакля о вагине
Поговорили с польским режиссером, который хочет поставить в Беларуси спектакль о женской сексуальности и физиологии. 

Поговорили с польским режиссером, который хочет поставить в Беларуси спектакль о женской сексуальности и физиологии. 

«У тебя есть влагалище? Есть? Тогда, наверное, знаешь, что чаще всего ничего в нем не чувствуешь. Если чувствуешь, то оно либо эротично возбуждено, либо... не совсем. Да, все это ясно и безоговорочно, если у тебя есть влагалище. Только у половины из нас его нет... У меня есть... И что-то с ним случилось...»

Это цитата из книги «Камера, которую дала мне мать» Сюзанны Кейсен. Дариуш Езерски, польский режиссер, театральный критик и журналист, планирует ставить по «Камере…» спектакль, и не один, а три — параллельно в Польше, Беларуси и России. Для каждого проекта он ищет местных актрис. Все постановки получатся отличными друг от друга, в том числе из-за разницы зрительского восприятия: кто знает, в какой из стран спокойнее реагируют на слово «влагалище» со сцены?

Езерски уже ставил спектакли в Беларуси — например, «Што рабіць з тыграм?» в исполнении белорусского независимого «Театра Ч». Сюзанна Кейсен — тоже персонаж знакомый. По ее книге снимался фильм «Прерванная жизнь» (1999) — тот самый, за который Анджелина Джоли получила свой второй «Оскар». 

Но «Камера…» — о другом. Это исповедь женщины, страдающей от вульводинии: хронической боли в области вульвы и преддверия влагалища. Это не выдуманная история, а драма, которую пережила Сюзанна Кейсен. Но, несмотря на юмор и откровенность автора, многие читатели описывают книгу приблизительно так: «160 отвратительных страниц о том, как у Кейсен болело влагалище». Прилично ли обсуждать такое?

— Это типичный комплекс тех, кто читает книгу или вообще встречается с такой проблемой, — говорит режиссер. — Что интересно, это не только мужчины. Женщины за тысячи лет дали себя «обработать» так, что сами верят: все, что касается их влагалища, сексуальности, менструации, – все это «неприлично». Мир тысячи лет делает из этого какой-то непонятный стыд. Все привело к тому, что мужчина о своем мужском – пенисе – спокойно говорит, шутит наконец, гордится им. А женщине всегда стыдно. Влагалище существует тогда, когда мужчина хочет его использовать. Если о нем говорится – всегда в отношении с мужчиной, когда описывается сексуальный акт. Это большой обман. Если такие слова говорит женщина, я ее спрашиваю: «Почему ты сдаешься без боя, дурочка?» Если мужчина, спрошу: «Ты серьезно любишь женщину или какую-то картинку, которую себе придумал?» Да, это все жизнь и жизненные дела. Мы живем в мире, в котором обо всем, что связано с человеком, нам надо говорить. Без перверсии, без порнографии, но просто и откровенно.

Дариуш не видит ничего необычного в том, что мужчина-режиссер будет рассуждать на тему, которая и женщин вгоняет в краску:

— Почему мужчина ставит такой спектакль?! А почему мужчине интересны женщины? Ответ прост. Женщина для нас есть смысл большинства наших забот, дел, мечтаний… Но есть еще другая сторона: женщина для нас тайна. Ежедневный вопрос. И я говорю это безо всякого лукавства. Не может удивлять то, что на этот вопрос мужчина ищет ответ. И какой-то всегда находит, хотя женщины очень часто считают его ошибочным. Мой инструмент поиска — театр.

Если вам тоже показалось, что «Камера…» будет гимном феминизму, то вы ошибаетесь. Хотя Езерски «не против никаких форм человеческой активности»:

— Феминизм ничем мне не мешает. Очень уважаю женщин, которые уже много сделали для установления равных прав с мужчинами. Но я бы также хотел ясно заявить: я против агрессии, нарушения или лишения прав других. Понимаю истинную суть акций Femen и принимаю их провокационную форму борьбы, но могу поставить себя на место и тех, кто против. Это конфликт двух прав. Не надо забывать, что слишком агрессивный феминизм вредит идее как таковой. Он часто вызывает отвращение у самих женщин. Ситуация схожа с «зеленым» движением: некоторые формы защиты экологии невозможно принять.

А что касается вульводинии, то Дариуш рассказывает: его знакомая переживает проблемы, описанные в «Камере…», один в один.

— Все женщины имеют такие или похожие трудности со своей физиологической сексуальностью. И это причина далеко идущих последствий для их психики. Намного глубже, чем у мужчин. Это будто одна из детерминант жизни женщины. Что бы ни говорили, но прежде всего женщина несет главную ответственность за продолжение человеческого рода.

Сейчас проходит кастинг актрис, одна из которых сыграет в белорусской версии. Закончится он в начале марта, а премьера «Камеры…» запланирована на конец мая. Езерски уверен, что увидеть спектакль будет полезно и мужчинам, и женщинам.

— Женщине  чтобы испытать некий внутренний катарсис. Или научиться с юмором принимать проблемы своей сексуальности. Но прежде всего, чтобы узнать, что это все нормальная тема, что женщинам самим нужна внутренняя рефлексия насчет сексуальности. Кейсен прекрасно об этом говорит.

Зачем приходить мужчинам? За нормальностью. Для меня это мир, в котором мы не убегаем ни от каких проблем. Может быть, тоже за ответом на многие вопросы, которые у них есть. Я сам себе тоже отвечаю. И учусь.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: из архива режиссера, wonderland-london.com, albertzablit.com.

Еще по этой теме:
Балетный оргазм, создание ВКЛ и история от Беньки. Премьеры минских театров
9 вещей, которым Минску стоит поучиться у Лондона: от кинотеатров с джакузи до шуток от диспетчеров метро
Три важные новости о кино в Минске: лучший кинотеатр в СНГ, поздравления на сеансе и свежие сериалы на Netflix
поделиться