Минчанин открывает уникальный музей, где вся Беларусь – мини (много фото)

Минчанин открывает уникальный музей, где вся Беларусь – мини (много фото)
В декабре в Минске появится новый музей: в нем будут выставлены белорусские достопримечательности в миниатюре. Мы не стали дожидаться открытия и напросились первыми посмотреть макеты – еще в мастерской.

В декабре в Минске появится новый музей: в нем будут выставлены белорусские достопримечательности в миниатюре. Мы не стали дожидаться открытия и напросились первыми посмотреть макеты – еще в мастерской.

Музей откроют в помещении бывшего клуба Alcatraz (проспект Независимости, 25). Называться он будет «Страна мини» и станет первым полноценным музеем миниатюр в Беларуси. На сегодняшний день в мире существует 35 подобных музеев. К открытию в экспозиции будет 18 макетов самых известных и значимых белорусских достопримечательностей: Брестская крепость, Беловежская пуща, Несвижский замок, Троицкое предместье, Красный костел и многие другие. Но обещают, что со временем экспозиция будет расширяться и достигнет 70 макетов.

«Такой музей – определенный уровень для страны »

Самое удивительное – музей будет частным. Открывает его минчанин Евгений Данилик – молодой и амбициозный парень. Добившись определенных успехов в карьере, он почувствовал, что пришло время воплощать «свою миссию». По образованию Женя историк: возможно, поэтому он и задумал именно такой проект.

Около пяти лет Женя жил и работал в Москве. По словам самого парня, за это время у него наконец созрел здоровый патриотизм. В российской столице сформировался особый круг общения – небольшая белорусская диаспора. «В Москве я говорил на белорусском больше, чем за всю жизнь в Минске», – смеясь, объясняет Женя.

– Однажды мы с женой приехали в Минск в гости к родителям, гуляли по Верхнему городу и увидели на стене здания карту Беларуси 15-го века, – вспоминает Женя. – И вдруг у меня в голове как будто лампочка включилась. В воображении эта карта перенеслась на землю, стала объемной, выросла прямо передо мной. Я вспомнил, что видел в Германии, России и Сингапуре такие макеты, и подумал: блин, почему это не в Беларуси?

Женя тут же поделился идеей с женой. Когда на следующий день пара возвращалась в Москву, уже в машине составили бизнес-план на салфетке.

– Я понимал, что уже не смогу бросить этот проект, – вспоминает Женя. – Стал относиться к нему как к ребенку. Только я изначально не хотел делать больного ребенка, который всю жизнь будет страдать, а мне придется его поддерживать. Нужен был жизнеспособный проект с изначально правильной экономикой. Получилось такое «осознанное родительство».

«БЕЛОРУСЫ БУДУТ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ – С ДУШОЙ»

Сейчас уже готово несколько макетов, остальные пока в мастерской, потихоньку приобретают знакомые очертания. Женя привозит нас прямо на производство и показывает, как постепенно из обыкновенного листа МДФ получаются невероятно реалистичные макеты.

Женя долго выбирал подрядчика, который займется макетами. Были претенденты из разных стран: крупные мастерские и совсем небольшие. Но в итоге Женя решил, что белорусы над таким проектом будут работать лучше – с душой.

– Я понимаю, что нам нужно заинтересовать гостей музея, – объясняет Женя. – Мы не сможем брать масштабом и делать макеты в несколько метров. Ставка сделана на глубину детализации, каждый макет – произведение искусства. Нигде в мире вы не встретите столь тщательной проработки. На производство одного макета уходит порядка шести человеко-месяцев. На 18 макетах будет около 10 000 фигурок.

Средний макет размером примерно метр на метр, но в экспозиции минского музея будут работы и внушительнее. Чтобы добиться максимальной точности, специалисты по моделированию анализируют фотографии достопримечательностей разных времен, историческую литературу и настоящие проекты зданий и построек, если их удается найти.

Каждый макет отражает определенный момент истории, или несет в себе легенду. К примеру в Каменецкой веже инсталляция воссоздает XV век – нападение крестоносцев. Чтобы корректно проработать все атрибуты эпохи: элементы одежды, оружие, быт, лифт того времени – макетчики прочли книгу, в которой были описаны все детали.

Или Брестская крепость – сделана на момент осады 1941 года. Найдено было всего три фотографии, с которых и делали модель. На Холмских воротах выточен каждый кирпичик, каждая выбоина в стене. Всего на макете порядка 500 объектов, поэтому можно будет провести очень много времени, рассматривая его.

Каждый макет начинается с компьютерного моделирования. Несколько дизайнеров часами трудятся, прорабатывая все детали. 40% времени изготовления макета уходит как раз на моделирование.

Когда компьютерная модель готова и все размеры ясны, изготавливается основание всего макета из МДФ.

С помощью фрезерного станка выпускают детали, из которых потом соберут здания и постройки. Некоторые детали можно отпечатывать на 3D-принтере, а другие – только сделать вручную. Самые простые объекты собираются из 500 деталей, а крупные постройки – из 5-6 тысяч.

Все детали, как конструктор, нужно собрать воедино, ничего не перепутав и не упустив.

На конструкции вручную наносят текстуры и наклеивают отдельные элементы – каждый кирпичик или камешек. А затем раскрашивают, заливают «воду» из специальной смолы в озера и рвы и в буквальном смысле сажают траву прямо на макет.

Когда макет почти готов, к нему добавляют детали: маленьких человечков, животных, деревья и другие элементы. Кстати, некоторых человечков можно купить уже готовыми – они довольно дорогие. Но большинство «людей» здесь сделано в мастерской под Минском – поскольку белорусских человечков нигде не производят. Для Брестской крепости, например, нужно было около 200 советских солдат, но, как оказалась, те, что продаются – не подходят. Просто все фигурки солдат были счастливые (на момент победы в 1945 году), а на макете советские солдаты должны были быть изможденными: их атакуют, кого-то взяли в плен. Пришлось делать самостоятельно. А фигурки для макетов XV – XIX веков и вовсе не производят.

Когда макет готов, его помещают в выставочную тумбу. Они будут стеклянными, хотя изначально Женя хотел, чтобы ничто не мешало разглядывать макеты. Но защитить макеты от любопытных рук посетителей все же решили. Стекло подбирали специально, чтобы оно как можно меньше препятствовало осмотру. В коробах установлено освещение – предполагается, что в самом музее будет темно, подсвечиваться будут только макеты.

Причем свет установлен таким образом, чтобы наглядно показывать объекты при смене дня и ночи. Смена освещения специально запрограммирована, у каждого макета будет своя логика: подсветка светодиодными лентами – в режиме дня, а желтоватые светильники по углам короба – для ночи. Переключение происходит постепенно, показывая объекты в сумерках и на рассвете. Кстати, «ночью» включается подсветка и внутри самих объектов – в окошках зданий появляется свет, на крупных объектах также включается подсветка.

Если на мосту доски – то вырезается каждая доска. Немецкие танки стреляли по Холмским воротам через реку –значит, с деревьев листва осыпалась в воду, и на третий день вода приобрела зеленоватый оттенок. После взрыва снаряда волной валит деревья, а слои почвы падают в определенной последовательности – это все предусмотрено для максимальной реалистичности.

– Чувствую ответственность и не хочу вводить в заблуждение посетителей музея, поэтому для меня принципиально важно не допустить ляпов, – объясняет Женя. – Но я спокоен, так как у нас сильная команда. К примеру, производство макетов возглавляет чемпион мира по моделированию.

«МИНСКУ НУЖЕН ДОСТУПНЫЙ музей»

Для первой экспозиции музея отобрали 18 объектов. И выбирали их неслучайно. Женя собрал фокус-группу из историков, педагогов, реставраторов, архитекторов и представителей турбизнеса. Во время обсуждения разгорались нешуточные споры: кто-то упорно отстаивал один объект, а другой наотрез не хотел видеть его в музее.

Когда возникали спорные моменты, Жене приходилось принимать волевые решения. Именно так он отстоял небольшую охотничью усадьбу Вискули в Беловежской пуще, где в 1991 году подписали документы о прекращении существования СССР.

– Казалось бы, деревянный домик – ничего особенного, на что там смотреть? Но там произошло эпохальное событие, – объясняет Женя. – Причем это событие великое не только для Беларуси или стран СНГ, но и для всего мира. Один из полюсов пал! Но никто, кроме историков, такой мой восторг не разделял. И я до последнего отстаивал его. И он все-таки будет вместе с макетом Беловежской пущи.

Женя планирует, что один из макетов будет «незавершенным», чтобы гости музея могли увидеть процесс создания моделей своими глазами. Где-то оставят изначальную заготовку из МДФ, где-то еще не проработанную стену, не раскрашенный фасад и так далее.

Женя уверен, что прийти и посмотреть на макеты захотят не только туристы, но и сами белорусы. Для преподавателей истории это будет возможность наглядно показать моменты истории Беларуси. Гостям музей предложит мобильное приложение с аудиогидом, которое можно скачать заранее, либо бесплатно использовать в музее. Туристы смогут, посмотрев на макеты, «лайкнуть» достопримечательности в мобильном приложении и самостоятельно съездить посмотреть достопримечательность – либо им организуют экскурсию.

Женя уверен, что современный музей – это место, где не только учатся, но и развлекаются. Поэтому обязательно будет возможность немного подкрепиться в кафе, сфотографироваться в тематической фотозоне – белорусской «хатцы» – в национальных костюмах, купить необычный и недорогой сувенир на память. Кроме того, в помещении музея Женя собирается устроить event space для лекций, воркшопов и мастер-классов.

А вот сколько будет стоить входной билет, Женя пока не рассказывает – говорит только примерно.

– В Минске есть любопытные места, куда вход стоит около 15 рублей, то есть сходить туда вдвоем будет достаточно дорого. А это может себе позволить далеко не каждый при нынешнем уровне доходов у населения, – объясняет Женя. – Я могу сказать так: билеты в «Страну мини» будут стоить для белорусов примерно как поход в кино. Для туристов – чуть дороже. Этот музей действительно стоит увидеть, пусть он лучше будет популярным и посещаемым.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by, архив героя.

Еще по этой теме:
9 вещей, которым Минску стоит поучиться у московского музея современного искусства «Гараж»
Что думают о новом музее истории Великой Отечественной войны историк, галерист, ветеран и подросток
Один день с директором Национального художественного музея
поделиться