«Я хотел избавиться от синдрома самозванца». Этот минский портной прошел обучение в престижной итальянской академии – вот как это было

«Я хотел избавиться от синдрома самозванца». Этот минский портной прошел обучение в престижной итальянск...
Зачем будущим дизайнерам и портным путешествия, как проходит обучение в итальянской академии портных и как мода отреагирует на нынешние события – обо всем этом поговорили с известным минским портным.

Зачем будущим дизайнерам и портным путешествия, как проходит обучение в итальянской академии портных и как мода отреагирует на нынешние события – обо всем этом поговорили с известным минским портным.

ВАЖНА: гэты тэкст можна чытаць (і слухаць!) на беларускай мове. Пераходзьце вось па гэтай спасылцы.

Портным Дмитрий Заболотный работает всю свою жизнь. Это, по его словам, любимая профессия, о которой он не мечтал, – но ни разу не пожалел, выбрав ее в старших классах школы. «Я с юности заглядывался на красивую одежду и решил иметь отношение к ее созданию», – вспоминает наш герой.

Планы стать, скажем, новым Юбером де Живанши со временем трансформировались в желание быть тем, кого в Италии назвали бы grande maestro – большим мастером. К этой цели Дмитрий идет всю жизнь и недавно стал к ней ближе на еще одну ступень – пройдя обучение в римской Национальной академии портновского искусства.

Ограничивает ли белорусская реальность возможности дизайнеров

– В нашей довольно скудной постсоветской реальности (я имею в виду архитектуру, эстетику, культуру) сложно было развивать вкус, – рассуждает Дмитрий. – А это может быть сильным ограничивающим фактором для тех, кто работает с визуальной культурой в любом ее проявлении. Конечно, ограничения могут стать стимулом к саморазвитию, но это огромная внутренняя работа.

Ведь чем больше ты окружен максимально возможным спектром эстетики и красоты, тем больше твои выразительные возможности в творчестве. Да, у нас есть кино, театр, книги по искусству, модные журналы, но глобально мощная визуальная среда – природа, архитектура, окружающие люди, путешествия – безусловно, дает больше возможностей для творца.

О том, как появилась идея пройти обучение в Италии

– Первое профессиональное образование я получил в Беларуси. Мне повезло учиться у прекрасных мастеров, когда у нас еще была сильная техническая и конструкторская школа, своего рода остатки былой роскоши.

Потом начали сокращать программы и уровень профессионального обучения, хорошие преподаватели уходили на пенсию, а студентов принимали по остаточному признаку. Сейчас по отзывам коллег и моему личному опыту уровень молодых специалистов упал ниже некуда, да и вообще в нашей стране профессия портного не считается топовой и уважаемой.

В целом тех знаний, которые я получил, мне хватало довольно долго. Мозги, талант, хорошая база, опыт и непрерывное самообразование через опыт, журналы, газеты и интернет позволяли делать классные вещи.

Но был «зуд» учиться дальше, чтобы избавиться от синдрома самозванца, который легко формируется в среде без профессионального общения на высоком уровне и в отсутствиe сильных школ и больших мастеров.

В 2017 году я стал через знакомых искать стажировки и обучение в Италии, а уже весной 2018 года нашел контакты и отправился на поиски нового в профессии.

Тогда я обошел множество неаполитанских сарторий (пошивочных мастерски. – Ред.): знакомился с местными портными, наблюдал за их работой, вникал в технологический процесс.

На обратной дороге в Риме я волей случая познакомился с большим мастером, на чей инстаграм был подписан несколько лет, и оказалось, что у него, помимо ателье, есть еще и собственная портновская школа.

Позднее в том же году я провел две недели в гостях у итальянского коллеги, который занимается пошивом готовой одежды для различных итальянских и американских брендов и попутно пытается развивать пошив костюмов su misura (то есть по индивидуальным меркам).

Этот опыт, рассказывает наш герой, немного поумерил его пыл. Оказалось, итальянская мода – это просто работа, которую делают простые люди, а не небожители. В продукт, качество которого ценится во всем мире, итальянскую одежду превращает не какая-то особая магия, а мастерство портных и доступность современных технологий.

Примерно в то же время у Дмитрия появилась возможность оплатить обучение, а уровень его итальянского языка наконец позволял ему общаться без переводчика – и он понял, что готов получить новые знания и привнести что-то новое в свою работу.

Увы, так быстро все не сложилось: вмешалась пандемия и закрытые границы. Но в 2022 году все в конце концов получилось.

Об итальянском подходе к портновскому делу

– Обучение в римской Национальной академии портновского искусства длится три года. В Италии вообще совершенно другой подход к образованию в этой сфере. Там это уважаемая профессия, молодые люди реально хотят быть портными – и готовы три года учиться делать стежки и вручную обметывать петли.

Но у меня не было трех лет, да и по уровню профессионализма я равен тем портным, которые меня учили. Поэтому я попросил разработать программу специально для меня: чтобы я мог приехать и наблюдать за работой специалистов.

В какой-то степени я был просто студентом, в какой-то – партнером своих преподавателей. За пять недель я побывал в совершенно разных ипостасях и испытал огромный спектр эмоций: удивительно быть специалистом, портным с большим опытом, которому вдруг говорят, что он что-то делает не так.

Я постоянно был чем-то занят: лекции, индивидуальные занятия, наблюдения за работой мастеров. Сандро, 82-летний мастер, терпеливо и неспешно, иногда с использованием Google-переводчика, рассказывал мне об особенностях итальянской методики конструирования, а различий было достаточно: от мерок до линий и пропорций конструкций.

Мне очень повезло познакомиться с маэстро Гаэтано Алоизио, за что я благодарен провидению и его супруге и партнеру Светлане. Было очень интересно наблюдать за работой большого мастера и увидеть изнутри, как устроен его бизнес. Я надеюсь, что это будет началом дружбы между портными Италии и Беларуси

Меня впечатлило местное отношение к ручной работе. Технологии не меняются годы и десятилетия, навыки передаются из поколения в поколение: зачастую дети портных с самых юных лет помогают родителям, а потом и сами становятся портными. То есть, по сути, они начинают учиться в 12–15 лет, а уже потом получают профессиональное образование.

О том, как война в Украине и ситуация в мире могут повлиять на моду

– Нынешние события, безусловно, будут влиять (и уже влияют) – в первую очередь на логистику и доступность сырья и материалов. Хотя ограничения местного ритейла могут иметь и позитивное влияние: потребитель будет вынужден обратить свое внимание на местных дизайнеров.

Однако сейчас сложно что-то загадывать: изменения на политической арене, влияющие на экономику, проходят очень быстро, и планировать что-то наперед нет возможности.

Если говорить о личных планах, то я пока придерживаюсь намеченных до кризиса линий поведения: развивать мастерскую и создать школу портных.

Ко мне периодически приходили с просьбами обучить портновскому делу, но я, признаюсь, никогда на это не соглашался. До сих пор я учил только портных, которые работают со мной, чтобы они делали все так, как это нужно мне.

При этом идея открытия собственной школы у меня была всегда, но казалось, что мне не хватает даже не столько статуса, сколько целостного видения методики обучения.

После обучения в Италии я стал ближе к реализации своей задумки. Пока все исключительно на стадии «хочу», но начало уже положено: я думаю над концепцией и программой обучения, завел страницу в Instagram.

Главное – чтобы у людей был запрос научиться шить добротные, красивые, качественные костюмы, пиджаки, брюки. Может так сложиться, что из-за санкций и ограничений людям в Беларуси придется вновь учиться самостоятельно шить, чтобы быть как-то прилично одетыми.

Я не культуролог и не могу глобально рассуждать о том, что станет с модой из-за военных действий. В последние годы шьется очень много абсолютно нелепых с точки зрения носибельности вещей, которые быстро отправляются на свалку: они сделаны из дешевых материалов, неудобны в носке и, по сути, убивают и экологию, и эстетику, и культуру.

Массовое потребление захватывает все слои, но массовое производство никогда не будет отвечать идеальным запросам потребителя. И тот мировой кризис, который вызван текущими событиями, возможно, поможет нам уйти от массовой моды, от потребления ради потребления и сиюминутного развлечения.

Кризис может вернуть человечеству разум и более ценностное отношение к вещам и сырью, сделать моду по-настоящему экологичной – через отказ от случайных вещей и сиюминутного потребления, избыточного гардероба.

Но, конечно, без глобальной культурной революции ничего не произойдет: пока H&M делает горы пластиковой одежды, она будет пользоваться популярностью у самых широких слоев покупателей.

 

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

поделиться