«Зарождалось что-то классное». Продюсерка делает топовый кинофестиваль, который всегда собирает аншлаги

«Зарождалось что-то классное». Продюсерка делает топовый кинофестиваль, который всегда собирает аншлаги
С 19 по 26 апреля в Минске будет проходить 4-й фестиваль кино Северных и Балтийских стран «Паўночнае ззянне». Организаторка фестиваля Воля Чайковская рассказала CityDog.by о том, каково это – готовить фестиваль большого кино, почему Беларусь «киношная страна третьего мира» и что делать, чтобы было лучше.

С 19 по 26 апреля в Минске будет проходить 4-й фестиваль кино Северных и Балтийских стран «Паўночнае ззянне». Организаторка фестиваля Воля Чайковская рассказала CityDog.by о том, каково это – готовить фестиваль большого кино, почему Беларусь «киношная страна третьего мира» и что делать, чтобы было лучше.

Воля вспоминает, что первое «Паўночнае ззянне» появилось «магическим образом». Получив журналистское образование, Воля работала в качестве арт- и кинокритика, дипломную работу тоже посвятила кинокритике, а потом начала помогать на съемках документальных проектов с промо и продвижением.

Завершив карьеру журналистки, Воля два года проработала в IT, параллельно продолжая писать о кино, а потом посольство Финляндии попросило девушку заняться организацией кинофестиваля. Мероприятие планировалось единичным.

– Я сразу загорелась и решила, что буду мыслить шире. Можно было сделать небольшое мероприятие с фильмами, доступными посольствам, которые уже не раз показали на многих фестивалях несколько лет назад. Но я хотела отойти от этого, – вспоминает Воля.

Воля решила, что фестиваль нужно продвигать не как разовое мероприятие, а как самостоятельный бренд. Так у него появилось название – «Паўночнае ззянне», логотип и даже первые концепции визуального оформления. Для Воли примерами изначально были кинофестивали класса «А» вроде Каннского и Берлинского.
 


В программу первого «Паўночнага ззяння» вошли семь фильмов из пяти стран. Сейчас такой формат Воля называет компактным, хоть, по ее признанию, все прошло на «ура». Все семь сеансов были полные залы, много желающих просто не попали в зал. На фестиваль приехали гости из Финляндии и Норвегии. Воля решила, что фестиваль нужно продолжать, а так как партнеры были в восторге от результата, то их поддержка была гарантирована.

– Зарождалось что-то классное, и все это почувствовали, – рассказывает Воля. – В итоге мы стали планировать второй фестиваль, потом третий, а теперь вот четвертый. И с каждым разом он растет, все прикладывают усилия. Работа над фестивалем по существу ведется круглый год.


«Программа для “киноманьяков”»

Как продюсерка и программная директорка Воля постоянно ездит на заграничные фестивали и кинорынки, просматривает и отбирает фильмы, выстраивает коммуникацию с режиссерами, продюсерами и правообладателями картин. Это помогает девушке каждый год создавать уникальную концепцию «Паўночнага ззяння» и программу кинопоказов, в которой все фильмы – белорусские премьеры.
 


В этом году на фестивале будет уже 18 фильмов, включая картины из стран Балтии и даже с Фарерских островов. С прошлого года в программу фестиваля вошло и документальное кино. В этом году в программе будет шесть таких фильмов.

Воля объясняет, что отбирает для «Паўночнага ззяння» те фильмы, которые выпущены не позже двух лет назад и по контексту близки к белорусским реалиям. В этом году фестиваль будет проходить под девизом «Змянi вугал зроку» и будет включать в себя проблемные фильмы на резонансные темы вроде человеческих судеб, вопросов воспитания, вероисповедания, сексуальной ориентации и даже современного искусства.

Несмотря на то, что четвертый фестиваль еще не стартовал, Воля уже задумывается и начинает планировать программу для юбилейного – пятого кинофестиваля. По ее словам, только так удастся все организовать в срок.

– Мы каждый год работаем над поиском спонсоров, потому что без них фестиваль не может расти и развиваться так, как хотелось бы. Многие компании откликаются и участвуют, но для роста необходимо продолжать развивать сотрудничество, – объясняет Воля.

По словам продюсерки, речь идет не только о финансовой поддержке, хоть она и одна из самых важных составляющих, но и о «бартерных» услугах вроде предоставления номеров в отелях для иностранных гостей. Кроме того, Воля признается, что фильмы в программе «Паўночнага ззяння» регулярно собирают полные залы. Иногда всем желающим просто не хватает мест.
 


Одной из своих главных задач Воля видит увеличение количества фестивальных площадок в будущем. Фестиваль растет, и одного кинотеатра в какой-то момент ему может стать мало. Сейчас программа фестиваля специально составлена таким образом, чтобы при желании заинтересованные зрители (или, как их называет сама Воля, «киноманьяки») смогли попасть на все сеансы. В будни фестиваль показывает по две картины вечером, а в выходные – по четыре-пять фильмов.

– Хочется, чтобы у людей была возможность сходить на все показы, которые им интересны. Поэтому программа спланирована именно так. И если расширить ее слишком сильно, то придется выбирать и чем-то жертвовать. Кроме того, после некоторых фильмов мы устраиваем дискуссии и обсуждения, чтобы зрители могли порефлексировать и поделиться мнениями. Это тоже значимая часть фестиваля, – рассуждает Воля. 


«Условия созданы такие, что грустно становится»

Воля уверена, что в будущем «Паўночнае ззянне» станет разнообразнее и будет затрагивать все больше актуальных и глобальных тем. Воля едва успевает отвечать на звонки и заниматься организацией поездки в Канны, попутно беседуя с журналистами и ища на экране телефона афишу будущего фестиваля.
 


Как продюсерку документального кино (у Воли своя кинокомпания Volia Films) Чайковскую практически каждый месяц приглашают на кинофестивали и индустриальные секции с собственными документальными проектами. Сейчас их у Воли в производстве 6. Такие профессиональные поездки дают возможность сравнивать ситуацию в белорусской киноиндустрии с киноиндустрией в мире. Отличий много. 

– Я считаю, что Беларусь – клондайк для документального кино. Наша страна находится в центре Европы, у нас около 10 миллионов населения и потенциально очень большой кинорынок, – уверена Воля. – Правда, мне грустно от того, что нам в кино не хватает прозрачных схем финансирования кинопроектов, поддержки со стороны государства. Документальное кино практически во всем мире существует на частичные дотации и гранты госпрограмм. А также не хватает хорошо развитого локального кинопроката. Я имею в виду прокат картин белорусского производства.

Даже выпустив продукт, авторы не могут рассчитывать на прокат в белорусских кинотеатрах или на показы по местному телевидению. В итоге все ищут выходы на зарубежные площадки и фестивали, а в Беларуси о своем же кино знают только особенно сведущие любители. 

Воля рассказывает, что белорусское киносообщество активно вносило предложения для нового закона «О мерах по стимулированию развития кинематографии», но в предварительной редакции их не учли. По ее мнению, выпущенный документ вряд ли принципиально поменяет ситуацию.

– И тем не менее я настроена очень позитивно, – говорит Воля. – Я уверена, что так или иначе, возможно, не быстро, но перемены произойдут – и, вероятнее всего, «снизу». Главное, что есть движение, что появляются независимые кинопроекты, которые наглядно показывают: возможно все.
 

Материал создан в рамках совместной инициативы Офиса европейской экспертизы и коммуникаций, CityDog.by и 34mag.net.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

поделиться