Домашняя библиотека коллекционера комиксов

Домашняя библиотека коллекционера комиксов
«А что было бы, если ракета с Суперменом упала бы не в Америке, а в Западной Украине?» 

«А что было бы, если ракета с Суперменом упала бы не в Америке, а в Западной Украине?» 

Александр Моисеенко по образованию инженер, а по совместительству – менеджер, с комиксами всю жизнь. Свой первый комикс «Трансформеры №4» 1984 года выпуска он прочитал в третьем классе – с тех пор парень из рук книжки с картинками не выпускает. 


ЛУЧШИЕ АМЕРИКАНСКИЕ КОМИКСЫ

На заре 2000-х годов я создал сайт, посвященный Спайдермену. Кстати, в том самом, первом, комиксе помимо трансформеров был еще и он в черном костюме. Изначально паук, конечно же, красно-синий, но как-то был сюжет в «Секретных войнах», когда он порвал свой красно-синий наряд, а позже нашел устройство, которое создало ему новый черный костюм. 

В этом комиксе – один из лучших периодов жизни Спайдермена, который описал Джей Майкл Стражински. Человека-паука же не один автор пишет. Люди приходят и уходят, а Паук остается. Стражински апгрейдил героя – усилил его сверхспособности: тот стал видеть с закрытыми глазами, например, и шипы начали из рук появляться в минуту особой нужды. Мой любимый момент – Человек-паук забегает в метро и замирает на месте. Люди в недоумении: что он делает? А он просто концентрируется, чтобы вычислить в толпе снайпера, который пристрелил его тетю. Динамика такая, что ух! 

Издательство DC выпускает вот такие огромные фолианты. Обычные комиксы вообще поменьше, а это абсолютное издание – увеличенный формат, отредактированный цвет, бумага качественнее. Это комикс из серии «Planetary», издавался на протяжении долгого времени с перерывами. С одной стороны, я бы его новичкам порекомендовал: необычайно красивый арт и сюжет – деконструкция научной фантастики и поп-литературы ХХ века. Тут тебе и Шерлок Холмс встречается, и Джон Картер, и Тарзан, и что-то похожее на Бэтмена. 

Когда я полноценно добрался до американских комиксов, то открыл для себя Марка Миллара. Он заново переписал историю «Мстителей» с поправкой на современность – The Ultimates. Комикс c теми же героями, но уже в ХХI веке. Я часто перечитываю его. Мой любимый момент: убивают, значит, семью Соколиного глаза. А это очень неожиданно, кстати, потому что обычно в комиксах не убивают близких родственников. Так вот, героя злодеи взяли в плен, привязали к креслу и стали пытать. А он своими ногтями их всех перестрелял! Представляете, вырвал себе ногти – пим! – и никого нет! Соколиный глаз же на то и соколиный, чтобы быть метким. Такое только в комиксах может быть. Я считаю, что это круто. Это вершина супергеройского экшна. Да, пускай нереально – ну а что реально в жизни? 

А вот тут батальная сцена. 8 страниц. На каждой – персонаж Ртуть, который быстро бегает. И тут по-разному можно понимать: можно думать, что он перемещается туда-сюда, а можно представлять, что он сразу одновременно везде – настолько быстр. Чтобы в фильме показать вот это – сколько миллиардов долларов надо? 

Вообще, Миллар – мой любимый сценарист, хотя его многие сейчас не любят, в частности за комикс «Пипец». 

Но у него хороших комиксов много. Например, «1985»

Злодеи проникают в наш мир, начинают всех убивать и порабощать. Все это первым понимает маленький мальчик, увлекающийся комиксами, а ему никто не верит. Мальчик находит дырку, через которую пролезли плохие ребята, и сам перебирается в мир комиксов. И в этот момент в комиксе все становится красочным. Люблю этот момент. 

Есть такой писатель Грант Моррисон – британский сценарист, который долго работал на американские издательства. Один из его комиксов – «Флекс Менталло». Супергерои когда-то бежали из нашего мира в мир комиксов от какой-то глобальной катастрофы. И теперь живут в двухмерном изображении. Вообще, это одна из излюбленных теорий Моррисона: мол, страницы комиксов – это «окна» в параллельный мир, мы заглядываем в него, читая комиксы.

 «Энималмен» – тоже его комикс. Эта супергероика, как и «Хранители», поднимает жанр на новый уровень. Главный герой узнает, что он герой комиксов, встречает своего автора и общается с ним. А до этого у Энималмена убивают семью. Ну и конечно, когда он встречается с автором, то просит вернуть своих близких. Автор ему: «Знаешь, у меня вот тоже кошка умерла, но никто мне ее не возвращает!» –  «Ладно с твоей кошкой, моих-то ты можешь вернуть». Автор долго сомневается и, вспомнив свою кошку, возвращает Энималмену его семью. Этому моменту также предшествует эпизод медитации, в результате которой герой смотрит со страницы прямо в глаза читателя и говорит: «Я вижу тебя!»

Это голова Deadpool – уникальный персонаж. Он, пожалуй, единственный в комиксах Marvel знает о существовании читателей. Есть серия комиксов, где на почве этого знания он впадает в депрессию и решает покончить с собой. Но это невозможно (он бессмертен), поэтому Дэдпул начинает убивать всех героев комиксов подряд и пытается добраться до авторов, которые заставляют его бесконечно жить.

Kingdom Come нарисован в фотореалистичной манере, грубо говоря – «красками на холсте». В свое время меня очень поразила эта манера рисования! Я долго добирался до этого комикса, мне его какими-то окольными путями из США переслали. Он мне мозг, конечно, основательно вынес. 

«Хранители» (Watchmеn) – комикс считается лучшим из существующих. Его написал Алан Мур, а иллюстрировал Дэйв Гиббонс. Он использовал элементы кинематографа: например, зум – удаление от обратного. А некоторые фишки кинематограф позаимствовал именно из этого комикса. 

Здесь очень большое внимание уделено деталям. Есть даже один выпуск – «Пугающая симметрия». В нем тон и гамма построены так, что, если листать назад и вперед одновременно, они будут как бы «отзеркаливаться». Комикс, который по 10 раз перечитываешь и находишь что-то новое. Вот есть персонаж – Доктор Манхэттен, который одновременно живет и в прошлом, и в будущем, и в настоящем. Сейчас покажу, как это выглядит, потому что это только показать можно. Вот – это настоящее, а это – будущее: та же поза и тот же текст. Для него это был один момент. 

Уоррен Эллис – один из моих любимых авторов. Его можно назвать Жюль Верном комиксов: в своих сюжетах он часто упоминает современные научные достижения и открытия, обожает космос. С другой стороны, вот его комикс про боевого британского мага Уильяма Гравеля. Он с демонами борется, с продажными генералами, ренегатами-спецагентами, которые пытаются его убить. Комикс довольно жуткий и натуралистический поначалу – по ночам читать не стоит. Рисунок не очень выдающийся, но текст интересный. 

А вот комикс про антигероев – трилогия Уоррена Эллиса. Первая часть «Black Summer»: война героев и правительства. Первые убивают вторых, и друг друга убивают тоже. Антигерои решили, что их не должно быть в жизни обычного человека и они не должны оказывать влияния на его жизнь, потому что слишком велика всему этому цена. Достаточно чернушный комикс.

Комикспро Люцифера, который покинул ад и пытается создать собственную вселенную, где он был бы богом. Философия здесь очень глубокая, но доступная. В конце Люцифер встречает Бога. Его образ смешной и неожиданный, Бог похож на Чарли Чаплина. 

«Песочный человек» Нила Геймана, один из величайших комиксов. Тут собрано безумное количество мифов мировой культуры. 

Image– крутое независимое издательство, не участвует в противостоянии Marvel и DC, а просто существует с 1990-х. Львиная доля комиксов тут авторские. Например, Брайан К. Вон – один из самых крутых сценаристов. Его комикс «Сага» – это почти«Звездные войны», но свежее и интереснее. Они же издают и комикс «Ходячие мертвецы»: я не фанат зомби-жанра, но это лучшее. Сюжет тут разворачивается с того момента, на котором все остальные фильмы про зомби заканчиваются. Это бесконечный комикс о жизни в мире, где есть зомби. 

CТРАННЫЕ РУССКИЕ КОМИКСЫ

Русских комиксов у меня много, целая стопочка. Я их всерьез не читал, но когда-нибудь прочту. Сюжетом русские Западу очень сильно уступают: у тех люди уже профессионалы, индустрия существует давно, и все давно обкатано. Там сценарист комикса – полноценный писатель, который и книжку отличную может написать, и комикс. Сценарист из России – это такая субпрофессия: книгу он написать вряд ли сможет

Буквально пару лет назад начали активно появляться российские издательства типа Bubble. Тут уже больше на западный комикс похоже. Но как русские видят западный комикс? Немножко карикатурно. На Западе так комиксы практически уже не рисуют. 

Есть вот такая книжка «Приключение какашки» – но это уже постмодернизм. Сделала ее российская комиксистка Анна Крючкова (Люмбрикус) – девушка интересная, конечно. Вообще, российский комиксисты – отдельно провозглашенные, это элитарное искусство. «Приключение» даже и комиксом особо назвать нельзя… 

«Каратель» –шикарный комикс про месть: это тот случай, когда радуешься, когда злодеев жестоко убивают, потому что они такие исчадия ада!..

 «Советский Супермен»: у издательства DC было когда-то ответвление комиксов про альтернативные миры. Вот это одна из таких историй. В ней за основу взято допущение: а что было бы, если ракета с Суперменом упала бы не в Америке, а в Западной Украине, то есть в Советском Союзе? А было бы вот что: сначала Супермен жил бы в колхозе, а потом его бы заметил Сталин и сделал символом советского строя. И если в Америке Супермен дерется за справедливость и американскую мечту, то в СССР он борется за распространение Варшавского пакта, за коммунизм и его победу. 

Тут вообще три выпуска под одной обложкой. Сначала Супермен молодой, потом стареет. В это время умирает Сталин, и Супермен занимает его место – становится генсекретарем. Есть даже Бэтмен – он шифруется, он анархист. Пытается взорвать систему. В итоге Супермен его ловит и делает ему лоботомию. Супермен, конечно, хороший тут, но все равно немного диктатор. 


 Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
Домашняя библиотека психолога Ольги Андреевой
Домашняя библиотека необычной молодой семьи
Домашняя библиотека коллекционера Дениса Захарченко
поделиться