Ад, чистилище и рай за $350 000. Гид по выставке иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии»

Ад, чистилище и рай за $350 000. Гид по выставке иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии»
В первый день весны в Национальном историческом музее открывается выставка иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Мы сходили на монтаж и узнали у куратора, почему этой весной стоит прийти и посмотреть на творения великого испанца.

В первый день весны в Национальном историческом музее открывается выставка иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Мы сходили на монтаж и узнали у куратора, почему этой весной стоит прийти и посмотреть на творения великого испанца.

«Читать Божественную комедию – то же самое, что читать Библию»

Выставка продлится два месяца – до 1 мая. Она занимает целый павильон на втором этаже Национального исторического музея на Карла Маркса, 12. Большое пустое пространство разделили высокими перегородками, вдоль которых и надо идти, если хотите смотреть иллюстрации в том порядке, в котором они расположены в книге.
 


На каждой иллюстрации есть пометка с цитатой из «Божественной комедии», чтобы лучше понять, о чем рисунок.

У выставки стоит возрастное ограничение 16+, потому что многие иллюстрации поистине жуткие. Хотя кураторка и главная инициаторка создания выставки Ольга Клип с этим не согласна: «Знаете, это так красиво, это так качественно, что, мне кажется, вкус надо воспитывать с детства. Не думаю, что здесь есть настолько пугающие сцены. От детей все равно все не скроешь, поэтому лучше учить их на хорошем примере».
 


Всего на выставке 100 иллюстраций стоимостью около $350 тысяч долларов. Иллюстрации предоставил итальянский коллекционер, который в свое время купил все собрание у галеристов в Париже.

Раньше иллюстрации в Беларуси никогда не выставлялись. «Лишь несколько раз фрагментарно, хотя их аутентичность вызывает сомнения».

– В нашей коллекции только оригиналы – и это заключение экспертов. Также как доказательство – титульный лист, на котором Дали небрежно оставил шариковой ручкой подпись и рисунок, – объясняет Ольга.
 


В Италии дети в школе целый год изучают «Божественную комедию» как кладезь знаний об античной и средневековой культуре.

– Я считаю, что наша выставка – это хороший прецедент начать знакомство с культурой, на которой зиждется и наша нынешняя. Понятно, что эта книга крайне сложная. По сути, читать «Божественную комедию» – то же самое, что читать Библию. А посещение этой выставки обязательно облегчит восприятие того, что написал Данте.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

В 1951 году итальянское правительство заказало у Сальвадора Дали иллюстрации к «Божественной комедии». Особое издание этой книги хотели выпустить в год 700-летия Данте Алигьери. Художник за несколько лет нарисовал 100 акварелей.
 


Итальянцы возмутились тому факту, что книгу их великого поэта будет иллюстрировать испанец. В итоге правительству пришлось отозвать свой заказ.

– Дали как дебошира мало беспокоило мнение итальянской общественности. Так что даже после снятия заказа он продолжил работу, но уже с типографией в Париже, – рассказывает Ольга. В начале выставки висит обложка как раз французской версии «Божественной комедии».

Затем в течение четырех с половиной лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную под контролем Дали переводили акварели на печатные пластины (ксилография). Они потратили на это 3500 специальных деревянных досок. В 1963 году работа над ксилографиями закончилась, а через два года увидело свет юбилейное издание «Божественной комедии».
 

 

Дали подготовил по картине к каждой тысяче строк

Просматривая эти иллюстрации, мы как будто читаем «Божественную комедию» – Дали подготовил по картине к каждой тысяче строк. А книга полна персонажей из античной мифологии, средневековой культуры, древневосточной философии, что не могло не отразиться на иллюстрациях художника.

– Вот, например, Герион – страж восьмого круга ада. По сути, это тот же знакомый нам Змей Горыныч из русского фольклора. Если углубляться, то можно понять, насколько фольклоры переплетаются и как много они берут друг у друга.
 


На последнем, девятом, круге ада в «Божественной комедии» томились предатели. Вмерзший в льдину Люцифер терзает в своих трех пастях Иуду, Марка Юния Брута (организатор заговора против Цезаря) и Кассия (также заговорщик против Цезаря). Дали изобразил это весьма специфично. 
 


Дальше Ольга выделяет картину пышных сцен райского сада с разнообразными цветами, и куда же без ангелов с нимбами.

– Это сильно отличается от тех же сюрреалистических трактовок ада у Дали. Глядя на райские сцены, этого метода практически и не найдешь. Здесь он больше художник-романтик.
 


Любопытно, что при трактовке именно ада Сальвадор Дали прибегает к сюрреалистическому методу. Определенное представление об аде у художников сложилось во времена эпохи Возрождения и XIX века. Испанец же использует совсем другую цветовую гамму, часто ад вовсе не мрачный. Но даже в ярких цветах он находит адскую составляющую.

В иллюстрациях встречается множество известных мифических персонажей. Из реально живших людей – персонажей книги – нарисованы совсем немногие. Но, конечно, есть изображение самого Данте Алигьери.
 


Самая последняя иллюстрация в книге – Данте видит Христа и Деву Марию, ангелов, и в итоге перед главным героем раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных.
 

 

ЧТО БУДЕТ ЕЩЕ? КИНОПОКАЗЫ И ЛЕКЦИИ

На выставке кроме иллюстраций покажут кино и проведут несколько лекций. Их прочитает доцент кафедры романских языков филфака БГУ.

– В общем-то, главный романист в стране и эксперт по Данте. Он будет рассказывать подробности «Божественной комедии». Книга Данте – энциклопедия в шести томах, так что там всегда есть о чем поговорить.

На лекциях расскажут еще о самом Сальвадоре Дали, о психоанализе в его сюрреализме. Готовится лекция о том, как «Божественная комедия» изображалась художниками на протяжении семи столетий, заканчивая Дали.

– Кинопоказы также пройдут прямо в этом павильоне. А весной, когда распогодится, хотим устроить театральные представления и кинопоказы во дворике музея. Но с этим мы пока еще определяемся.
 

 

Посетить выставку можно ежедневно с 1 марта по 1 мая в Национальном историческом музее (К. Маркса, 12). Входной билет для взрослых стоит 10 рублей, для студентов – 8 рублей, а для школьников и пенсионеров – 5 рублей. Музей работает с 11:00 до 19:00.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

Еще по этой теме:
«Посмотрите, это же Дюссельдорф». Где гулять в Минске, если в центре уже надоело, – гид от минчанина-рекламиста
Дракон и подсветка: гид по выставке краковских батлеек
В переходе, в ресторане и в кафе – вегетарианка сделала для вас гид по любимым фалафельным в Минске
поделиться