«Завивку делали 6 часов, и держалась она полгода». Гид по музею парикмахерского искусства

«Завивку делали 6 часов, и держалась она полгода». Гид по музею парикмахерского искусства
Парикмахерская «Сакура» на Чкалова, 25 теперь не просто салон. Не так давно тут заработал первый музей парикмахерского искусства.

Парикмахерская «Сакура» на Чкалова, 25 теперь не просто салон. Не так давно тут заработал первый музей парикмахерского искусства.

Три стенда с инструментами и косметикой, уйма фото и документов висит прямо напротив стойки администратора. Перед ней стационарный телефон и журнал формата А4 для записи. Время от времени администратор отвлекается, чтобы кого-нибудь записать на стрижку. В остальное время, как и мы, она слушает человека, который эту выставку организовал, – Тамару Тимошевскую.

Тамара работает главным специалистом по развитию ОАО «Восход». Вместе с историком Геннадием Дубатовко она собрала огромное количество документов и фотографий.

В прошлом году «Восходу», к которому и относится парикмахерская «Сакура», исполнилось 55 лет. Именно к юбилею предприятия Тамара и решила обнародовать исторические артефакты.

– Вообще, эта мысль пришла мне лет 15 назад, но тогда что-то не получилось. А сейчас и повод был, и материала накопилось, – говорит Тамара, добавляя, что такой импровизированный музей состоит из воспоминаний, фото, орудий производства парикмахеров. Кстати, от ножниц, расчесок и машинок для стрижки коллеги избавляются неохотно: «Вдруг еще пригодится».


ИСТОРИЯ

– Датой начала истории я выбрала 1928 год не просто так. Это период НЭПа, когда власти дали возможность работать мелким частным кустарям, – рассказывает Тамара, доставая из коробочки лазерную указку. Ею же она показывает на первый документ на стенде. – Это «Статут цирюльника города Минска». Вышел он в 1928 году на идише, и сейчас я пытаюсь его заполучить для перевода.

Прайс на парикмахерские услуги 1947 года. Большая половина услуг – для мужчин: например, окраска бороды стоит 4 рубля. А шестичасовая (!!!) завивка, которая держалась полгода, стоила 40 рублей. 

На этом стенде архивные документы и фотографии. Здесь, например, можно посмотреть, как выглядели парикмахеры того времени. Выглядели как врачи: белый халат, иногда белая шапочка.

– Если покопаться в истории, то узнаешь, что цирюльники – это гильдия врачей, а вовсе не парикмахеры. И белый халат – это признак чистоты.

Тамара добавляет, что сначала в гильдию не брали евреев – из-за национальности и конкуренции, которую они создавали. Но потом передумали – в архивах можно найти много информации о евреях-парикмахерах.

Белым халатом дело не ограничивалось. Он был очень хорошо накрахмален, чтобы попавшие на него волосы соскальзывали вниз. Парикмахер обязательно был хорошо одет и причесан, вкусно пах. Ни в коем случае в парикмахерской он не носил те туфли, в которых ходил по улице.

– В основном парикмахером в Минске был мужчина. Гендерная политика тогда была на нуле. Клара Цеткин ведь еще не пришла и не устроила нам всем 8 марта, – улыбается Тамара. – Мужчины не хотели стричь женщин и детей. Да и мужчины тогда стриглись чаще, чем сейчас. Ведь в моде были короткие стрижки.

– Первый раз профессия парикмахера упоминается в 1935 году, – продолжает водить лазерной указкой по доске Тамара. – А в сентябре 1947 года появился документ исполнительного комитета города Минска, который затрагивает вопрос о налаживании работ парикмахерских. Ведь люди вернулись с войны, и вопрос встал очень остро.

Для примера Тамара показывает на стенде документ о переписи населения столицы в 1959 году. На 500 000 жителей всего 700 парикмахеров. 

 

ИНСТРУМЕНТЫ

Все инструменты Тамара собирала у бывших и нынешних парикмахеров, которые, как мы уже знаем, с ними расставаться не всегда хотят.

– В разговоре выясняется много интересного. Например, я узнала, что для парикмахерских на предприятии был стерильный цех. Объясняется это просто: самой популярной услугой на то время было бритье, а для него нужны стерильные инструменты, – рассказывает Тамара и подводит нас к первому стенду с бигуди, расческами и феном, которые лежат под стеклом. Каждый экземпляр пронумерован, а на бумажке рядом написаны имена тех, кто передал инструмент музею.

– Представьте себе времена, когда ничего нет. Старые трофейные машинки ломаются, а работать надо. Поэтому парикмахеры заказывали инструменты у мастеров-кустарей. Особенно славились мастера из Одессы, – рассказывает Тамара, держа в руках два вида бигуди: одни сделаны в кустарных условиях, вторые – на фабрике. – Фабричные изделия очень много переняли у изделий из кустарных условий.

Обеими руками Тамара держит фабричные бигуди, а справа – бигуди кустарного производства.

– К расческам есть определенные требования, – говорит Тамара, кладя бигуди обратно и показывая нам железные гребни. – Они должны хорошо расчесывать, не должны ломать волосы и наэлектризовываться. Поэтому для их изготовления идеально подходило железо.

– Сейчас многие производители делают такие расчески, – Тамара показывает нам гребень, у которого книзу уменьшается длина зубчиков. – А получилось так в результате работы. Расческа просто сточилась.

– Самодельный фен. Видите, у него современный шнур, поэтому, я думаю, совсем недавно он еще работал. Корпус – чистая сталь, которую готовили на авиационном заводе. И если стоимость стрижки была где-то 2 рубля, то такой фен стоил 100.

А это старый немецкий фен.

На втором стенде выложены бритвы, ножницы, одеколоны и ручная машинка для стрижки.

«Ножницы самодельные. На ушки надевали резиновое кольцо. Работать приходилось много, а мозолей никто не хотел. Зубчики, кстати, делались строго под руководством парикмахеров – они объясняли мастерам, что им нужно».

А это ручная машинка для стрижки волос. С гравировкой к 50-летию работы на предприятии одному из парикмахеров.

Горелку использовали для дезинфекции инструментов: ножниц, бритв, щипчиков.

– А еще у нас тут коллекция одеколонов того времени, – Тамара достает из-под стекла бутылку желтого одеколона. – Запах, конечно, ух.

По залу действительно разлетается сильный запах одеколона, который сейчас можно найти разве что в киосках «Белсоюзпечати».

– В парикмахерских было несколько видов парфюмерии. Нужно заметить, что если стрижка стоила 2 рубля, то «побрызгать» могли и за 30 копеек. Все зависело от того, каким одеколоном тебя побрызгали.

Дальше третий стенд с инструментами для маникюра, еще одним видом бигуди и косметикой для окрашивания волос.

Пилочка для маникюра, которую мастера делали на заказ. Сейчас она больше похожа на напильник.

– У нас тут есть красители для темных волос. Мастер, которая передала мне эту бутылочку, – Тамара достает из-под стекла небольшой сосуд с жидкостью, которой уже пользовались, – принесла еще одну – целую. Когда я сказала, что нам и первой хватит, она обрадовалась и сказала, что сможет еще раз покрасить волосы.

Тут же есть бигуди для химической завивки. На стенде рядом фотографии, на которых видно, как проходил процесс химической завивки и маникюра в СССР.

Бигуди для химической завивки волос.

– Если ты блондинка, ты хочешь быть брюнеткой. Если у тебя вьются волосы, ты хочешь прямые. Эта дилемма существовала всегда. Тут у нас парфюмерия для химической завивки и окраски, – рассказывает Тамара на фоне рекламы очередного российского сериала про бандитов по телевизору в другом конце холла.  

\

– Одна из первых послевоенных парикмахерских была в гостинице «Мінск». Туда селили всех иностранцев, но не учли один момент: когда в маленькой парикмахерской на первом этаже делали химическую завивку, можно было эвакуировать всю гостиницу из-за очень сильного запаха химикатов.

ВАЖНО! Выставку можно посмотреть по адресу Чкалова, 25 каждый день – даже если вы не стричься пришли. Вход абсолютно бесплатный. А если у вас есть инструменты, документы или фотографии, которые могут пригодиться музею, звоните по номеру: +375 29 627 03 06.


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by, личный архив героини.

поделиться