Архитекторы «Кемпински»: «Такой отель легко представить на улицах любого европейского города»

Архитекторы «Кемпински»: «Такой отель легко представить на улицах любого европейского города»
«Так как замысел данной публикации носит, видимо, провокационный и резко негативный характер, мы бы не хотели, чтобы весь негатив был направлен на Алину. Поэтому просьба указать на сайте, что на вопросы отвечали специалисты SPEECH.

«Так как замысел данной публикации носит, видимо, провокационный и резко негативный характер, мы бы не хотели, чтобы весь негатив был направлен на Алину. Поэтому просьба указать на сайте, что на вопросы отвечали специалисты SPEECH.

Соответственно, фото Алины мы не хотим публиковать, чтобы не делать ее представителем вселенского зла на земле. Надеемся, что наши ответы частично помогут удовлетворить интерес ваших читателей к проекту».

Эту просьбу архитектурной мастерской SPEECH Чобан & Кузнецов (Москва, Россия) к CityDog.by мы просто не имели права не исполнить. Соответственно, ответы на ваши вопросы по поводу проекта гостиницы «Кемпински» давала не главный архитектор проекта Алина Гарновская, а коллектив мастерской.

Но перед тем как вы прочитаете ответы на некоторые свои вопросы, мы должны прояснить кое-какие моменты.

История ответов

После того как CityDog.by собрал вопросы читателей к главному архитектору отеля «Кемпински», мы и мастерская SPEECH увидели, что, во-первых, энная часть вопросов напрямую не касается проекта – такие вопросы мы отбросили; во-вторых, SPEECH попросил нас сократить количество вопросов до 10 – в ином случае специалисты рисковали «закопаться». Что мы и сделали.

Поскольку большая часть вопросов дублировалась по смыслу, мы отобрали самые яркие. От нескольких не самых существенных на наш взгляд пришлось отказаться – в итоге получилось следующее интервью.

О вдохновившем

– Когда смотришь на фото будущего строения, создается впечатление, что авторы проекта вдохновлялись безликими постройками 80–90-х годов ХХ столетия. Скажите, чем архитекторы вдохновлялись? Центр города все-таки... Такая ответственность...

SPEECH: В качестве источника вдохновения трудно назвать какое-то одно стилистическое направление или архитектуру одного периода. Безусловно, отправной точкой в поисках образа отеля послужила послевоенная каменная застройка Минска.

В то же время здание должно было нести в себе черты, ясно указывающие на его современность, а также принадлежность к европейской архитектурной традиции.

Чем хорош проект

– Алина, чем, по Вашему мнению, проект хорош, в чем его новаторство, уникальность? Почему он должен заслужить любовь минчан (ведь зачем иначе создавать архитектуру), покорить их сердце? Что бы хотелось в нем изменить по прошествии времени? Какие уроки вы вынесли из проекта? Спасибо!

SPEECH: В градостроительное и архитектурное решения комплекса заложено несколько принципов, позволяющих трактовать его как новаторский.

Несколько зданий образуют единый градостроительный ансамбль, в состав которого включены благоустроенные общественные пространства (площадь со стороны проспекта и набережная вдоль реки Свислочь), открытые для горожан. Два пешеходных моста свяжут торгово-пешеходную зону вдоль реки с парком, расположенным на ее противоположном берегу.

Все это превратит бывший пустырь в оживленный городской квартал, в котором можно будет провести время с комфортом. Большое внимание в проекте уделено проработке архитектурных решений, а также качеству и долговечности строительных и отделочных материалов, отвечающих требованиям, предъявляемым к зданиям подобного типа во всем мире.

Подобный отель легко можно было бы представить на улицах любого европейского города. Вместе с белорусскими коллегами, проектировщиками и строителями нам удалось добиться высокого уровня реализации.

Когда и как восстановят электростанцию

– Как планируется восстановить разобранную историческую постройку первой минской электростанции? На каком месте это будет сделано? Каковы сроки?

SPEECH: Здание электростанции будет воссоздано в месте пересечения проспекта Независимости и набережной.

Что будет, если снесут «Кемпински»

– Снос здания бывшей электростанции был незаконным (ее в принципе нельзя было трогать по законодательству, его несоблюдение местными властями – это и Ваша проблема, несмотря на фактическую непричастность к сносу), что влечет за собой незаконность всего последовавшего строительства. Не боитесь ли Вы, что рано или поздно детище вашей мастерской будет демонтировано, т.к. это представляется (мне, по крайней мере) единственным законным выходом из сложившейся ситуации?

SPEECH: Городские власти Минска приняли решение о необходимости перенести историческое здание электростанции на новое место в границах участка комплекса. Оно бережно разобрано и будет воссоздано с использованием оригинальных материалов и элементов.

Этим процессом занимаются наши коллеги – минские реставраторы и строители. Также в здании бывшей электростанции будет открыто кафе и развернута экспозиция, иллюстрирующая историю данного памятника. Доступ к зданию будет осуществляться со стороны проспекта Независимости и с набережной реки.

История градостроительства знает немало примеров, когда ради решения городских задач исторические зданий сносились (вспомните османовскую реконструкцию Парижа), разбирались и возводились вновь на другом участке и даже передвигались целиком, как это было, например, с несколькими зданиями на Тверской улице в Москве в 30-е годы прошлого столетия.

Мы не исключаем, что в отдаленном будущем процесс развития Минска приведет к необходимости демонтажа отеля. Но поскольку новое здание вписано в структуру и композицию проспекта Независимости, процесс градостроительной реконструкции затронет и всю застройку проспекта, что было бы крайне прискорбно в силу ее высокого архитектурного качества.

Про «плывущий» фундамент и длиннющую тень

– Я думаю, вы в курсе того, что сегодня в мире большое внимание уделяется такому строительству, которое наносит минимальный вред окружающей среде. Для этого тщательно продумывают место для будущей застройки, внешний вид здания, его начинку. При этом на каждом этапе планирования учитывают, как здание будет дополнять и улучшать прилегающую территорию. В связи с этим у меня несколько вопросов:

– Как сказывается соседство стройки с рекой? Применяются ли защитные средства и сооружения, препятствующие загрязнению водной артерии города? Есть ли угрозы фундаменту со стороны реки и / или подземных вод?

– Как при планировании высоты здания и непосредственно на этапе закладки фундамента (положение здания на эскизах не соответствует действительной ориентации здания) вы учитывали положение солнца и тот факт, что тень от комплекса падает на большую территорию детского парка, создавая тем самым неблагоприятные условия для прогулок и отдыха горожан?

SPEECH: Многоступенчатые системы фильтрации ограждают водную артерию города от загрязнения. Здание отеля, естественно, будет подключено к городским коммуникациям.

Инженерная система здания не предполагает никаких стоков в реку. При расчете конструктивного решения фундаментов и подземной части здания соседство с рекой было учтено и предусмотрена соответствующая гидроизоляция. Никакой угрозы фундаментам река не представляет. Большое количество зеленых насаждений парка образует обширные затененные зоны.

Тень комплекса, который расположен на достаточном расстоянии от набережной парка, не окажет какого-то существенного влияния на ситуацию. Любое здание отбрасывает тень, которая перемещается по поверхности земли в соответствии с движением солнца по небосклону.

В данном случае некоторое время в течение дня тень от отеля накрывает зону набережной. Поскольку это явление временное и естественное, оно не рассматривается как негативный фактор для пребывания людей на благоустроенной набережной.

С какой музыкой ассоциируется проект «Кемпински»

– Как вы относитесь к выражению «Архитектура – застывшая музыка»? И как бы вы с этой точки зрения охарактеризовали «Кемпински», особенно относительно окружающего ландшафта и застройки? Что это была бы за музыка? Спасибо за ответ.

SPEECH: Выражение «Архитектура – застывшая музыка» принадлежит немецкому теоретику искусства Фридриху Вильгельму Шеллингу и представляет собой парафраз аналогичных афоризмов, в разное время выказанных, например, И.В. Гете и Ж. де Сталь.

Это выражение демонстрирует образное восприятие архитектурной пластики и пространственной выразительности в духе романтизма ХІХ века. С тех пор восприятие архитектуры и палитры ее художественной выразительности существенно расширились.

Шедевры русского авангарда, европейского функционализма и других творений зодчих XX века продемонстрировали, что диапазон архитектурного языка и способы достижения пластической гармонии могут включать формы и элементы, существенно отличающиеся от приемов и методов работы архитекторов предыдущих эпох.

В этом отношении проект отеля сочетает выраженную современность объемно-пространственного решения, разработанную в соответствии с характером и спецификой контекста с традиционной тщательностью проработки фасадных решений, включающей пропорционирование членений, пластику и деталировку элементов фасада, а также выбор натурального камня для отделки внешних стен здания.

Про пробки возле отеля и вырванность из стиля проспекта

– На участке от цирка до площади Победы уже несколько лет регулярно возникают пробки. Въезд и выезд машин на территорию отеля будет неминуемо совершаться со скоростью ниже 50 км/ч. Каким образом предполагается избежать заторов на этом проблемном участке? Замечу, что и гостям отеля будет не по вкусу стоять в пробке, ожидая возможности заехать / выехать.

SPEECH: Количество машин, обслуживающих постояльцев отеля и арендаторов офисов, не окажет существенного влияния на объем транспортного потока, ежедневно перемещающегося по проспекту Независимости. Для въезда и выезда на территорию комплекса и в подземный паркинг проектом предусмотрены специальные «карманы» и дублирующие проезды.

– Здание стилистически довольно сильно отличается от стилистики проспекта на участке от площади Якуба Коласа до площади Независимости. Какие предпосылки вынудили архитекторов НЕ стилизовать проект под остальную застройку на этой территории?

SPEECH: Мы придерживаемся точки зрения, что каждое время имеет право на свою архитектуру. Здания, строящиеся сегодня, не должны имитировать постройки предыдущих эпох.

Для гармоничной инсталляции нового объекта в существующую застройку есть различные способы, такие как пропорционирование фасадных членений, ограничение высотности, корректное соотношение площади глухих стен и оконных проемов, использование сходных то типу отделочных материалов и колористической гаммы. Все эти методы мы применили в проекте отеля.

Про этичность проекта

– В связи с положениями «Кодекса профессиональной этики российских архитекторов»:

«Часть 2. Архитектор и общество. Архитекторы (...) должны тщательно взвешивать социальные последствия и воздействие на среду их профессиональной деятельности. Архитекторы обязаны уважать систему ценностей, природного и культурного наследия общества, в котором они создают свои произведения, способствовать сохранению и приумножению культурных ценностей общества.

Архитекторы должны: 2.1. При возникновении противоречий между интересами общества и заказчика направить свои усилия, знания и опыт на поиск, защиту и реализацию решений, не наносящих ущерб общественным интересам. В случае невозможности предотвратить действия, наносящие вред обществу, архитекторы обязаны отказаться от участия в этой работе и привлечь через печать или другим образом внимание общественности и местных отделений Союза архитекторов к последствиям таких действий»,

а также: Часть 5. Обязательства перед коллегами:

«5.4. В своей профессиональной практике не допускать каких-либо действий, наносящих ущерб своим коллегам, обществу, заказчику при возникновении противоречий между их интересами;

5.5. Заботясь о своей профессиональной репутации, опираясь на достоинства своих произведений и качество услуг, воздавать должное профессиональным достижениям коллег...»

Как именно были учтены интересы общества, достигнуто сохранение и приумножение культурного наследия г. Минска, и особенно как было «воздано должное профессиональным достижениям коллег», которые создавали архитектурное решение парка им. Горького?

SPEECH: Как уже было сказано выше, в состав комплекса включены несколько общественных пространств (площадь и набережная), предназначенных для использования горожанами.

Культурное наследие Минска приумножится новым объектом – примером качественной современной архитектуры. Проект комплекса не предусматривает каких-то вмешательств в «архитектурное решение парка им. Горького», за исключением пешеходных мостов, связывающих новую набережную с парком, что позволит упростить доступ в парк со стороны проспекта Независимости.

Большое спасибо за ваше внимание к нашей деятельности.

 

Фото facebook.com, SPEECH Чобан & Кузнецов.

Еще по этой теме:
Народ хочет знать: задайте свой вопрос архитекторам гостиницы «Кемпински»
Ради «Кемпински» на Маркса сняли историческую брусчатку
Водно-зеленая артерия Минска в опасности
поделиться